Публикации

Подписаться на RSS

… душа человека через духовную жизнь, через Христа, через церковь начинает оживать… и начинает ощущать, что в нее входит любовь. И это состояние любви изменяет душу настолько, что она начинает немножко забывать себя и, в конце концов, видеть своего ближнего. Душа будет радоваться чужим успехами, печалиться неудачам людей…

Да и правду сказать, хотя немало проповедуют о молитве и много есть о ней поучений различных писателей, но Поелику все их рассуждения основаны большею частию на умозрениях, на соображениях естественного разума, а не на деятельной опытности, то более они и поучают о принадлежностях, нежели о сущности самого предмета, и не понимают внутренней последовательности духа

Святые отцы непрестанною молитвой искали свою, умерщвленную дьявольской злобой, душу, оживотворяли ее непрестанным плачем, снимали с нее веревки страстей, которыми ее окутали демоны, выводили ее из греховного плена, украшали ее добродетелями, и плодами Духа Святого увенчивали ее

С православным монашеством связано представление об Иисусовой молитве. Такую молитвенную практику называют «исихазмом». В светской среде о нем говорят разное — вплоть до мифа о некой «православной йоге». А как же на самом деле? Об этом журнал «Фома» говорил с философом и богословом, доктором наук Сергеем Хоружим

Неутоленные и неудаленные страсти звереют в уме человека и разрушают его. Поэтому целью полного отсечения греховных страстей является обуздание ума и совершенное искоренение в нем скрытых затаившихся страстей благодаря сосредоточенному и внимательному повторению в уме слов молитвы, исключая все иное. Опасность скрытых страстей состоит в том, что они могут напасть внезапно и разрушить наше духовное устроение

Говорить о необходимости, о пользе молитвы, кажется, незачем. Все то, чем мы живем в этом мире, – книги святых отцов, церковное богослужение, даже Священное Писание – все это прекратится в том мире, останется только одно – молитва. Без молитвы мы не можем жить духовно

По слову святителя, будущая Матерь Божия, с трех лет удалившаяся от мира и пребывавшая в затворе «во Святая Святых, наедине с Богом... в непрестанной молитве... является высшей и совершеннейшей делательницей священного безмолвия и умной молитвы... Божия Матерь соединила ум с Богом... непрестанной божественной молитвой... став выше многообразного роя помыслов и вообще выше всякого образа. Она проложила новый и неизреченный путь на небеса», который именуется «умное молчание»

Продолжу перечень великих деятелей святогорского монашества приснопамятным и всечестным старцем Иосифом Пещерником, подвижником и ревнителем священнобезмолвия. Он говорил, что ревнитель трезвения должен иметь в основании своего духовного подвига смиренномудрие и сокрушение сердца. «Признак смирения – бесчисленные слезы. Из них рождается непрестанная молитва, так называемая умная молитва, в которой только скажешь "Иисусе Сладчайший" и сразу текут слезы»

В силу краткости и легкости для запоминания, Иисусова молитва может быть произносима всегда и везде. Т.е. она, по сути, является постоянным мобильным богослужением, на всякий час и во всяком месте. Иисусова молитва дает нам возможность исполнения заповеди апостола Павла «непрестанно молитесь»

Терпеливой упорностью в молитве человек совершает весьма трудный подвиг, подвиг самоотречения, необходимый в деле спасения. Молитва - это "источник спасения"; ею обретаются все остальные добродетели, все блага, поэтому на человека-молитвенника наваливаются чудовищные искушения, от которых он защищается и обороняется молитвой