Публикации

Подписаться на RSS

…какие бы добрые дела вы не совершали, они все должны делаться через молитву. Потому что, если мы не будем держать ум в молитве, наш ум будет находиться в тщеславии или в разгорячении этими добрыми делами, в увлечении этими делами. Всё должно быть через молитву

В монашеской жизни, основанной на ревностном стремлении к единению с Богом, духовно-нравственному совершенству, одним из главных подвигов является непрестанная молитва – делание, целью которого является переустройство внутреннего мира человека

Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это есть кратчайший путь к достижению Царствия Небесного; хотя этот путь долгий и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби. Правда, не малое значение имеют и другие молитвы; и человек, проходящий Иисусову молитву, слушает в церкви молитвословия и песнословия, совершает обязательные келейные правила; но Иисусова молитва скорее других приводит человека в покаянное настроение и показывает ему его немощи, следовательно, скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он величайший грешник, а то Богу только и нужно

Война за свою душу должна вестись непрерывно, ежедневно и круглосуточно. Иначе вся битва будет проиграна. Но чтобы так воевать, человек должен выковать из себя воина, воспитать в себе воинский дух и овладеть духовным боевым искусством. Как во всяком боевом искусстве, здесь требуется знать технику и владеть мастерством ведения боя. Для того и оставили нам отцы в наследство свой метод, священный метод умно-сердечного трезвения, чтобы снарядить нас оружием воинствования нашего, по слову апостола Павла

Иеромонах спросил: «Какие искушения бывают в Иисусовой молитве у новоначальных, а какие у людей, имеющих опыт в молитве?». Схимник отвечал: «Новоначальные обычно совершают ошибки, впадая в две крайности. Первая – это леность и нерадение; с молитвой происходит то же, что и со светильником: без елея она угасает. Вторая крайность более опасна – это разгоряченное воображение, которое рисует картину собственных подвигов...

Матушка каким-то новым чувством поняла – когда человек умирает, он весь становится сердцем, но не тем, которое стучит в груди, а тем, о котором говорят как о духе человеческом. Только бы в этом духе жила благодать Божия. Тогда этой монахине стало спокойно и светло внутри, словно в страшной темноте ее душа, падающая в пропасть, ухватилась за теплую, добрую руку Христа. Ей уже было без разницы, разобьется она сейчас или же долетит благополучно. В тот момент она могла бы повторить от себя слова апостола Павла: «Для меня жизнь Христос, а смерть приобретение»

Трезвение – это центральное понятие в православной аскетике. Метод или достигаемое посредством его состояние контроля над деятельностью ума и сердца. Уже преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Арсений Великий имели эту добродетель в основе своей аскетической практики

Итак, исихазм, Иисусова молитва, – это не просто разговор с Богом, не просто общение с Ним. Это сама сущность православного Предания, сама сущность православной жизни, ее основа, энергия и способ существования. Она – универсальное средство и факт познания — познания Бога, познания человека, познания всей твари. Непобедимое оружие против диавола, всех козней бесовских, действенное орудие спасения и обожения человека и всей твари. Она есть жизнь по образу и подобию Божию, причастие Его нетварной благодати. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»

Устная молитва — это первый луч призвания Божия, неуловимое Божественное влечение души к спасению, раскаяние и сокрушение о прежде содеянных грехах, ревность и решимость к совлечению ветхого человека, плененного страстями и помышлениями. Путь, ведущий к избавлению от греховного поведения и мышления, состоит в дисциплине тела, речи и ума. Дисциплина тела означает добродетельное поведение христианина, согласующееся с Евангелием

Болезнь нашего времени: мы потеряли науку о послушании, таинство послушания. Сейчас все считают, что нет духовных отцов, поэтому нужно жить по своему рассуждению. Ну, ты всю жизнь так делал и ошибался. Нужно очень бояться доверять себе. У святых отцов есть даже такая поговорка: «Лучше быть послушником послушника, чем послушником самого себя»