Публикации

Подписаться на RSS

Тема трезвения и внутреннего внимания настолько обширна и глубока, что говорить о ней можно бесконечно много и долго. Не случайно эти добродетели названы святыми отцами духовным художеством и искусством. Как известно, для усвоения любого искусства требуется немало времени и труда. Поэтому в небольшом докладе хотелось бы затронуть лишь некоторые аспекты, которые мне кажутся наиболее важными

Белая магия - это есть апостасия, то есть, отступление от Христа. Постепенное отступание, отход

Од­на­ко знай­те, что в час мо­лит­вы, как я го­во­рил ранее, диа­вол до­ста­вит вам мно­же­ство ис­ку­ше­ний. Чтобы по­ме­шать мо­лит­ве об­на­ру­жит­ся куча дел, ко­то­рые надо сде­лать. Но вме­сте с тем сле­ду­ет знать, что Гос­подь рас­су­дит, дей­стви­тель­но ли вы име­е­те рас­по­ло­же­ние к мо­лит­ве. Так что, если вы по­ста­ра­е­тесь, Он по­спе­шит на по­мощь и уни­что­жит все труд­но­сти

Сердце глубоко, в нем есть разные уровни и пространства. Есть в нем духовное, а есть и душевное начало. Душевная, эмоциональная сила от рождения задействована в каждом человеке и участвует во всех наших проявлениях. А вот сила духовная хотя и дарована нам тоже от рождения, но она нам еще не подвластна. И дух наш сам собой не начнет молиться. Дух наш надо еще оживить

Преподобный Никодим отметает всякие разделения на монашеское и мирское молитвенное делание и настаивает на том, что Иисусова молитва является жизненно необходимой практикой всем православным без исключения

Стяжите мир, и тысячи вокруг спасутся. Цель Иисусовой молитвы как раз и состоит в том, чтобы обрести спокойствие. Но это не эгоистичная цель, потому что она делает нас по милости и благодати Божьей инструментом обретения мира для других, хотя мы молимся в одиночестве, по словам нашего Господа, затворив дверь втайне (Мф.6:6). Пусть мы уделяем молитве, может быть, около 10–15 минут каждый день, зато все остальные минуты и часы дня мы доступны людям, открыты их переживаниям. Мы должны любить по-настоящему и походить на Христа – и без этой молитвы этого состояния добиться непросто

В Православной Церкви есть подвижники, которые мало говорят об Иисусовой молитве, а то и вовсе умалчивают о ней. У нее нет исключительной монополии во внутреннем делании, но вместе с тем, вот уже несколько веков многие и многие христиане восточной традиции обретают царский путь, прибегая к ней. Впрочем, и не одной лишь восточной8. В последние семьдесят лет о Православии узнали на Западе, и ничто из его наследия не вызвало такого интереса, как Иисусова молитва; ни одной книгой не зачитывались так, как «Откровенными рассказами странника»

Молясь непрестанно Иисусовой молитвой будь весел, в благодушном спокойном духе и исполнись радостью – радостопечалию в сердце. Пребывая в памяти Божией (т.е. в непрестанной молитве – и. В.) помни: ведь это райское занятие, тебя Бог ввел в этот райский сад и сказал тебе: «Смотри на эти прекрасныя плодовитыя деревья, возделывай и храни их и жди с них плода в свое время, и тогда вдоволь насытишься, а пока услаждайся только зорким вниманием и смотрением своим на эти райския деревья (перебирая в памяти святыя мысли) и поливая их изобильно чистою водою твоих слез. И услаждайся надеждою на вкушение плодов от сих деревьев, в свое время, и уповай на милость Божию»

Святые отцы предостерегают, что во время молитвы Иисусовой могут быть разные ложные видения, то есть можно увидеть Спасителя или Божию Матерь, ангела, святого и так далее. Можно увидеть свет. Это не значит, что всегда свет, являющийся при молитве, бесовский, но есть определенные признаки, отличающие истинное светоявление от ложного. Самый главный критерий — это наша собственная мера, наше собственное преуспеяние. Если я — новоначальный, только приступил к молитве и мне в молитве явился свет, то это весьма и весьма подозрительно