Мо­лит­ва необ­хо­ди­ма для кли­ри­ков и всех, жи­ву­щих по­сре­ди мира. Ар­хи­манд­рит Иеро­фей (Вла­хос)



- Нужно осо­знать необ­хо­ди­мость очи­ще­ния от стра­стей. Же­лать не толь­ко дру­гих ле­чить, но од­но­вре­мен­но ис­кренне счи­тать, что вы (как, ра­зу­ме­ет­ся, и все мы) ис­пол­не­ны стра­стей. Каж­дая страсть - это ад. И, кроме того, в со­от­вет­ствии со всем вы­ше­ска­зан­ным нужно осо­зна­вать, что мо­лит­ва - ле­кар­ство, ко­то­рое вра­чу­ет душу и очи­ща­ет ее. Ко­неч­но, мо­лит­ва не все­силь­на сама по себе, но мы можем утвер­ждать, что она очи­ща­ет или про­све­ща­ет че­ло­ве­ка, так как со­еди­ня­ет его с Богом, Ко­то­рый Один толь­ко очи­ща­ет и про­све­ща­ет. Он - врач душ и телес; Он - "Свет ис­тин­ный, про­све­ща­ю­щий вся­ко­го че­ло­ве­ка, гря­ду­ще­го в мир". Кол­ли­рии (глаз­ные капли) на­зы­ва­ют­ся осве­ти­тель­ны­ми в смыс­ле очи­ще­ния, ибо дают воз­мож­ность нашим гла­зам ви­деть раз­лич­ные пред­ме­ты. Итак, нужно стре­мить­ся к очи­ще­нию и пре­об­ра­же­нию себя и про­сить в мо­лит­ве про­све­ще­ния от Бога.


- Вы по­ла­га­е­те, что мы, чья де­я­тель­ность про­хо­дит в миру, можем, как и мо­на­хи, со­вер­шать бо­же­ствен­ное де­ла­ние мо­лит­вы?

- Хотя и не со­всем так, как они, но вы долж­ны и мо­же­те до­стиг­нуть мно­го­го. Ра­зу­ме­ет­ся, здесь нужно уточ­нить, что одно дело умная мо­лит­ва и со­всем дру­гое - мо­лить­ся Иису­со­вой мо­лит­вой. То есть умная мо­лит­ва в таком виде, как ею за­ни­ма­ют­ся неко­то­рые ис­их­а­сты, тре­бу­ет бес­по­пе­чи­тель­но­го и со­сре­до­то­чен­но­го жития. Она тре­бу­ет без­мол­вия и много дру­го­го, о чем мы недав­но го­во­ри­ли. Если вы не в со­сто­я­нии тво­рить умную мо­лит­ву в миру, ибо это очень труд­но, сле­ду­ет мо­лить­ся в опре­де­лен­ные часы Иису­со­вой мо­лит­вой или же чи­тать ее, когда есть воз­мож­ность. И это будет для вас весь­ма и весь­ма по­лез­но.


- Не могли бы Вы дать несколь­ко по­лез­ных прак­ти­че­ских со­ве­тов?

- По­ми­мо цер­ков­ных по­сле­до­ва­ний, ко­то­рые Вы со­вер­ша­е­те, по­свя­ти­те опре­де­лен­ные часы де­ла­нию Иису­со­вой мо­лит­вы, при­зы­ва­нию имени Иису­са. Нач­ни­те по­ма­лу и про­дви­гай­тесь в со­от­вет­ствии с жаж­дой и бла­го­да­тью, ко­то­рую по­чув­ству­е­те. Можно на­чать с трид­ца­ти минут утром до вос­хо­да солн­ца и трид­ца­ти минут ве­че­ром после по­ве­че­рия, перед сном. Необ­хо­ди­мо иметь по­сто­ян­ные часы, не на­ру­ша­е­мые ничем иным, даже бла­ги­ми де­ла­ми. В это время может по­явить­ся, на­при­мер, кто-то, кого нужно ис­по­ве­дать. Если он не болен или в этом нет осо­бой нужды, не от­кла­ды­вай­те мо­лит­ву на дру­гой раз. То же и с осталь­ны­ми доб­ры­ми де­ла­ми. Необ­хо­ди­ма также тихая и уеди­нен­ная ком­на­та, куда не до­но­сит­ся шум и где нач­нет­ся де­ла­ние Иису­овой мо­лит­вы спо­со­бом, нами упо­мя­ну­тым. То есть спер­ва воз­гре­ва­ние серд­ца и чте­ние какой-ни­будь свя­то­оте­че­ской книги, что при­во­дит к уми­ле­нию, и затем по­вто­ре­ние Иису­со­вой мо­лит­вы уста­ми, или же умом, или серд­цем (со­от­вет­ствен­но раз­ви­тию, нами прой­ден­но­му). Со вре­ме­нем часы, уде­ля­е­мые мо­лит­ве, будут уве­ли­чи­вать­ся и ра­до­вать серд­це, и ждать мы их будем с но­сталь­ги­ей. Но, по­вто­ряю, по­на­ча­лу по­тре­бу­ет­ся ну­дить себя даже на малое время. И это при­не­сет ве­ли­кое благо.


- До­ста­точ­но ли ма­ло­го вре­ме­ни?

- Недо­ста­точ­но. Од­на­ко, если есть рас­по­ло­же­ние и сми­ре­ние. Бог вос­пол­нит от­сут­ствие мо­лит­вы. Ибо Он, столь че­ло­ве­ко­лю­би­вый к нашим па­де­ни­ям, не будет ли чрез­вы­чай­но ми­ло­стив к по­пыт­ке на­ше­го пре­об­ра­же­ния? Гос­подь вос­пол­ня­ет недо­ста­ю­щее, при­ни­ма­ет во вни­ма­ние усло­вия каж­до­го из нас и может один час мо­лит­вы, за­тра­чен­ный вами, бла­го­сло­вить боль­ше мно­гих часов, про­ве­ден­ных в мо­лит­ве мо­на­хом, по­сколь­ку вы за­ня­ты и дру­ги­ми де­ла­ми.


Я был по­ра­жен рас­суж­де­ни­я­ми мо­на­ха-аги­о­ри­та, этого ан­ге­ла во плоти. Как уди­ви­тель­но чутко раз­ли­ча­ет он все про­бле­мы и упо­ря­до­чи­ва­ет все во­про­сы по этой теме.

- Од­на­ко знай­те, - про­дол­жал он, - что в час мо­лит­вы, как я го­во­рил ранее, диа­вол до­ста­вит вам мно­же­ство ис­ку­ше­ний. Чтобы по­ме­шать мо­лит­ве об­на­ру­жит­ся куча дел, ко­то­рые надо сде­лать. Но вме­сте с тем сле­ду­ет знать, что Гос­подь рас­су­дит, дей­стви­тель­но ли вы име­е­те рас­по­ло­же­ние к мо­лит­ве. Так что, если вы по­ста­ра­е­тесь, Он по­спе­шит на по­мощь и уни­что­жит все труд­но­сти.


- Но, отче, если в час мо­лит­вы я об­ду­мы­ваю что-либо иное, на­при­мер, как при­го­то­вить­ся к про­по­ве­ди или бе­се­де или сде­лать что иное из любви к брату, сле­ду­ет ли мне это оста­вить? Не за­ни­мать­ся этим?

- Да, сле­ду­ет по­сту­пить таким об­ра­зом. Ибо и бла­гие наши мысли в час мо­лит­вы (под­чер­ки­ваю, в опре­де­лен­ный час мо­лит­вы) при­хо­дят от лу­ка­во­го и ис­поль­зу­ют­ся им с тем, чтобы не до­пу­стить нас к ней. Если диа­вол уве­рит­ся, что ради дел мы го­то­вы оста­вить мо­лит­ву, он по­шлет мно­гое такое также и в тот час, на ко­то­рый мы пе­ре­нес­ли ее. Но тогда мы не ста­нем ни мо­лить­ся, ни очи­щать­ся, ни быть дей­стви­тель­но по­лез­ны­ми бра­тии. Про­по­ведь, на­при­мер, для под­го­тов­ки к ко­то­рой остав­ля­ет­ся мо­лит­ва, не при­не­сет пло­дов. Она не пой­дет на поль­зу бра­тии.


- Ино­гда слу­ча­ет­ся вер­нуть­ся в свою кел­лию позд­но, по­те­ряв много силы, т.е. из­ну­рен­ным и вы­жа­тым; и невоз­мож­но тогда мо­лить­ся и со­вер­шать по­ло­жен­ное пра­ви­ло. Что де­лать в таких слу­ча­ях?

- Нель­зя и тогда остав­лять мо­лит­ву. Свя­той Си­ме­он ука­зы­ва­ет, что слу­же­ние бра­тии не может быть при­чи­ной по­те­ри мо­лит­вы, ибо тогда ли­шим­ся мно­го­го. Ни­ко­гда не нужно ис­поль­зо­вать оправ­да­ния, чтобы от­ка­зать­ся от нее. В за­клю­че­ние он го­во­рит: "Усерд­но под­ви­зай­ся по силе в слу­же­нии; в кел­лии же мо­лись с тер­пе­ни­ем, уми­ле­ни­ем, вни­ма­ни­ем, ча­сты­ми сле­за­ми в не по­мыш­ляй о себе, что ныне, по при­чине тяж­ких те­лес­ных тру­дов, можно оста­вить мо­лит­ву. Го­во­рю тебе, что, если по­ну­дишь себя на слу­же­ние, но оста­вишь мо­лит­ву, мно­гое по­те­ря­ешь". Пол­ча­са мо­лит­вы за­ме­ня­ют три часа осве­жа­ю­ще­го сна. Пре­успев­ший в мо­лит­ве че­ло­век, когда мо­лит­ся, от­ды­ха­ет и уми­ро­тво­ря­ет­ся. Даже с этой сто­ро­ны она яв­ля­ет­ся весь­ма то­ни­зи­ру­ю­щим ле­кар­ством для ор­га­низ­ма. Так что, отец мой, все дела свои обер­ни­те зо­ло­тым по­кры­ва­лом мо­лит­вы. То, что мы имеем массу бед­ствий, то, что мно­гие из бра­тии рас­стра­и­ва­ют­ся и сму­ща­ют­ся во время ду­хов­но­го де­ла­ния, про­ис­хо­дит вслед­ствие чрез­мер­ной за­ня­то­сти ума (рас­суд­ка), а не серд­ца. Они уста­ют от раз­мыш­ле­ний по по­во­ду того, что ска­зать, тогда как, если живем по бла­го­да­ти, мысли по­яв­ля­ют­ся легко, они несут­ся по­доб­но стре­ми­тель­ной реке. Если бра­тия ссо­рят­ся между собой и не может во­ца­рить­ся мир, если мы уязв­ля­ем­ся неспра­вед­ли­вы­ми на­па­де­ни­я­ми вме­сто того, чтобы ра­до­вать­ся им (по за­по­ве­ди Хри­сто­вой), это про­ис­хо­дит по­то­му, что у нас нет хо­ро­ших от­но­ше­ний с мо­лит­вой. Свя­той Ни­ко­дим Свя­то­го­рец, сле­дуя древ­ней тра­ди­ции, же­ла­ет, чтобы епи­скоп из­би­рал­ся из мо­на­ше­ско­го со­сло­вия. Имея мо­на­ше­ское устро­е­ние, он не будет сму­щать­ся го­не­ни­я­ми, кле­ве­той, по­ри­ца­ни­я­ми, оскорб­ле­ни­я­ми со сто­ро­ны людей, ибо по­спе­шит при­знать себя пер­вым греш­ни­ком, об­ви­нить себя. И, таким об­ра­зом, при­об­ре­тет все плоды, о ко­то­рых мы го­во­ри­ли, глав­ным же об­ра­зом, лю­бовь, свя­зан­ную с обиль­ной бла­го­да­тью, и непо­ко­ле­би­мость, как го­во­рят отцы.


- Что под­ра­зу­ме­ва­е­те Вы, отче, под мо­на­ше­ским устро­е­ни­ем?

- По­слу­ша­ние, сми­ре­ние, са­мо­уко­ре­ние, неуто­ми­мую жажду мо­лит­вы. По­слу­ша­ние стар­цу и сво­е­му ду­хов­ни­ку. Сми­ре­ние перед всеми и, ра­зу­ме­ет­ся, сми­ре­ние, свя­зан­ное с борь­бой за очи­ще­ние от стра­стей. Не будем за­ни­мать­ся мно­ги­ми де­ла­ми, ибо, к со­жа­ле­нию, в этом во­про­се на нас ока­за­ли дур­ное вли­я­ние раз­лич­ные си­сте­мы взгля­дов. Ве­ли­чай­шее дело - при­об­ре­сти сми­ре­ние и свя­тость. Тогда по­и­стине ста­нем бо­га­ты­ми. Цер­ковь - не Ми­ни­стер­ство со­ци­аль­ных служб, но со­кро­вищ­ни­ца Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти. Иереи - не слу­жа­щие или со­ци­аль­ные де­я­те­ли, но те, кто пасет народ Божий. А этого нель­зя де­лать иначе, как со сми­ре­ни­ем и свя­то­стью. Без них даже самый боль­шой об­ще­ствен­ный труд быст­ро сво­дит­ся на нет, в то время как вме­сте со сми­рен­ной и свя­той жиз­нью ма­лей­шее со­ци­аль­ное де­ла­ние при­об­ре­та­ет ко­лос­саль­ное зна­че­ние. Со сми­ре­ни­ем свя­за­но са­мо­уко­ре­ние, т.е. об­ви­не­ние себя. Ста­нем пер­вы­ми по­ри­цать себя. Почет со сто­ро­ны дру­гих от­не­сем не к нам самим, а к свя­щен­ни­че­ско­му сану, по­сколь­ку свя­щен­ство долж­но по­чи­тать­ся. Об­ви­не­ния же со сто­ро­ны дру­гих при­пи­шем не свя­щен­ству, но своей гре­хов­но­сти. Тоща будем иметь мир и обиль­ную бла­го­дать от Бога и из­го­ним любую при­чи­ну нена­ви­деть брата.


Будем счи­тать, что мо­лит­ве надо уде­лять не толь­ко опре­де­лен­ные часы, но всю жизнь. Будем пре­успе­вать в мо­лит­ве. И ею да будут освя­ще­ны и наше бо­го­сло­вие, и наши про­по­ве­ди. Будем иметь пра­ви­ло и со­вер­шать его еже­днев­но. Живя так, мир тогда по­лу­чит ре­аль­ную поль­зу. Став иере­ем или епи­ско­пом, все равно нужно иметь одну за­бо­ту: как бы не утра­тить мо­на­ха. В "Отеч­ни­ке" пи­шет­ся: "Рас­ска­зы­ва­ли об авве Негре, уче­ни­ке аввы Си­лу­а­на, что, на­хо­дясь в кел­лии на горе Синай, он уста­но­вил свою жизнь со­от­вет­ствен­но те­лес­ным по­треб­но­стям. Став епи­ско­пом в Фа­ране, он много по­нуж­дал и огра­ни­чи­вал себя. И го­во­рит ему уче­ник его: "Авва, когда мы были в пу­стыне, ты не под­ви­зал­ся так". И от­ве­ча­ет ему ста­рец: "Там была пу­сты­ня и ни­ще­та, и я хотел за­щи­тить тело, чтобы оно не впало в бо­лезнь и не по­тре­бо­ва­ло бы того, чего я не имел. Здесь же мир и удоб­ства. Даже если я за­бо­лею, най­дет­ся кто-ни­будь и по­за­бо­тит­ся обо мне. Я делаю все это с тем, чтобы не утра­тить мо­на­ха". Име­ю­щие мо­на­ше­ское устро­е­ние, чем бы они ни за­ни­ма­лись, чув­ству­ют необ­хо­ди­мость бла­го­сло­ве­ния. Во время или по за­вер­ше­нии тру­дов они по­ве­ря­ют их епи­ско­пу или опыт­но­му ду­хов­но­му ру­ко­во­ди­те­лю с тем, чтобы по­лу­чить под­твер­жде­ние и вра­зум­ле­ние. Они не ищут по­хвал, ибо тот, кто убла­жа­ет­ся или пре­воз­но­сит­ся более того, чего он стоит, силь­но по­вре­жда­ет­ся. По­и­стине так, отец мой. И где бы Вы ни на­хо­ди­лись - на улице, в транс­пор­те и т.д. - чи­тай­те Иису­со­ву мо­лит­ву: "Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Божий, по­ми­луй мя" - или: "Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, спаси мя". Как можно чаще, после мно­гой под­го­тов­ки со­вер­шай­те Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию и при­об­щай­тесь Пре­чи­стых Тайн. Все тво­ре­ние поет и сла­вит Бога. Иерей не слу­жа­щий яв­ля­ет­ся дис­со­нан­сом в этом необык­но­вен­ном хоре. Хо­ро­шо время от вре­ме­ни петь канон Гос­по­ду на­ше­му Иису­су Хри­сту, ко­то­рый на­хо­дит­ся в боль­шом Ча­со­сло­ве, а также мо­лит­вен­ные об­ра­ще­ния на­по­до­бие ака­фист­ных Гос­по­ду на­ше­му Иису­су Хри­сту в конце "Неви­ди­мой брани", со­став­лен­ные свя­тым Ни­ко­ди­мом Свя­то­гор­цем с целью по­ну­дить нас "чаще вспо­ми­нать спа­си­тель­ное, и слад­чай­шее, и ра­до­сто­твор­ное имя Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста - при­чи­ну всех благ - не толь­ко уста­ми, но и серд­цем и умом".


- По­ми­мо того, ваша за­да­ча - мо­лить­ся за дру­гих, по­сколь­ку Бог вве­рил вам Свой народ; сле­до­ва­тель­но, в ваши обя­зан­но­сти вхо­дит мо­лит­ва об уми­ро­тво­ре­нии и про­све­ще­нии этого на­ро­да. Так по­сту­пал и ве­ли­кий Мо­и­сей...


Источник