Публикации

Подписаться на RSS

Тема нашей беседы — Иисусова молитва в миру. Почему в миру? Потому что у многих людей складывается неправильное мнение, будто Иисусова молитва является принадлежностью монахов. Справедливости ради скажем, что многие монахи утверждают, что Иисусова молитва — достояние пустынников. Может быть, кто-то из пустынников говорит, что Иисусова молитва — удел древних святых отцов. И так всякий находит оправдания, для того чтобы не брать на себя иго Христово, иго непрестанной молитвы

Основание молитвы – смирение. Смирение – начало. Если есть смирение, будет строительство молитвы. И как практиковать молитву мирянам? Точно не надо специальными упражнениями дыхательными достигать схождения ума в сердце. Даже святые отцы побаивались подобной практики

«Мы молимся Иисусовой молитвой, когда готовим еду или находимся в дороге. Но иногда она приходит сама по себе в тот момент, когда выполняешь не совсем чистые работы; например, косишь траву или работаешь с землей. Начинаешь думать: уместно ли сейчас молиться Иисусовой молитвой?»

Профессор Сергей Хоружий, доктор физико-математических наук, исследователь мистико-аскетической практики исихазма, основатель и директор Института синергийной антропологии, рассказал, что такое «исихазм до исихазма», почему в «Настольной книге священнослужителя» исихазм назван ересью и корректен ли термин «политический исихазм»

В своей борьбе за освобождение себя от всех скорбей и неустроенностей, связанных с бренностью жизни, восточный аскет погружает себя в абстрактное и интеллектуальное поле так называемого чистого Существования — отрицательную и обезличенную область, где невозможно узреть Бога, где есть только видение человеком самого себя

Безусловно, ошибкой является допущение в сосредоточенном молении каких бы то ни было образов, мечтательных картин, заполнение ими ока своего ума. Это ведёт сначала к мнению, то есть высокому о себе суждению, а затем – к сущей прелести, самообольщению, слагающемуся под воздействием двух страстей: гордости и блудной страсти. Человек, молящийся неправильно, «по-католически», то есть с привнесением мечтательных образов, сочиняет себе благочестивые чувства и, в конце концов, обретает полную подмену тому, что даёт Господь Бог человеку, молящемуся в соответствии с требованиями Писания и Предания Матери Церкви

Когда yм к этомy пpивыкнет и насытится, тогда посылает это в сеpдце. Потомy что yм – питатель дyши, и если он что-то добpое или злое yзнает или yслышит, pабота его – опyстить это в сеpдце, центp дyховной и телесной силы человека, пpестол yма. Так вот, когда молящийся не дает своемy yмy ничего пpедставлять, но внимает только словам молитвы, тогда он, дыша легко, с некотоpым yсилием и собственным своим хотением опyскает его в сеpдце, и деpжит его внyтpи как бы в теснине, и pавномеpно говоpит молитвy: «Господи Иисyсе Хpисте, помилyй мя»