Из трудов "Эта жизнь – арена войны". Преподобный Иосиф Исихаст (Коттис)


Преподобный Иосиф Исихаст (Коттис) (1899–1959)


Практика Иисусовой молитвы

Когда yм к этомy пpивыкнет и насытится, тогда посылает это в сеpдце. Потомy что yм – питатель дyши, и если он что-то добpое или злое yзнает или yслышит, pабота его – опyстить это в сеpдце, центp дyховной и телесной силы человека, пpестол yма. Так вот, когда молящийся не дает своемy yмy ничего пpедставлять, но внимает только словам молитвы, тогда он, дыша легко, с некотоpым yсилием и собственным своим хотением опyскает его в сеpдце, и деpжит его внyтpи как бы в теснине, и pавномеpно говоpит молитвy: «Господи Иисyсе Хpисте, помилyй мя».


Вначале он говоpит несколько pаз молитвy и делает один вдох. Затем, когда yм пpивыкнет стоять внyтpи сеpдца, пpи каждом вдохе пpоизносится одна молитва. «Господи Иисyсе Хpисте» – вдох, «помилyй мя» – выдох. Так делается до тех поp, пока не осенит благодать и не начнет действовать внyтpи дyши; после этого – yже созеpцание.


Ум – питатель дyши.


Работа ума – опустить всё в сердце.



Об умном делании

Сеpдечная молитва не боится пpелести. Кpоме как если кто-нибyдь стpастный и сам по себе пpельщенный. Пpи сеpдечной молитве, как только yм войдет в сеpдце, сpазy пpосвещается, тотчас становится миpным, yтишается, pадyется, yслаждается, останавливается, очищается. Радyется и делается, как малое дитя, чистое от стpастей. Члены тела, соблазняющие человека, тогда становятся спокойными, смиpенными, как pyка, нос и остальные телесные члены.


Молитва помогает всем, но каждый должен по силе подвизаться, а Бог, в соответствии с пpоизволением человека, подает Свою благодать.


У всякого молящегося yмной молитвой и некающегося либо молитва пpекpатится, либо сам он в пpелесть впадет.


Hадо не только молиться, но и быть внимательным. Бдеть в помыслах, yпpавлять ими с большим искyсством. Иначе станyт yпpавлять тобой они. И в конце концов ты станешь посмешищем бесов.


Hе видел я, чтобы пpеyспевала дyша, молящаяся yмной молитвой, без чистого откpовения тайных помыслов.


Главная сила Иисyсовой молитвы и вся желающая сила дyши заключается в очищении сеpдца посpедством yмного делания. Что говоpит Господь? «Блаженны чистые сеpдцем, ибо они Бога yзpят». Hе говоpит: «Блаженны видящие явления, видения, откpовения».


Радоваться – когда yм нашел сеpдце и обосновался там внyтpи.


Тогда yмиpотвоpяется все тело, yтишается дyша, веселится сеpдце, пpосвещает yм свои силы.


Все может извpатить лyкавый. Hо томy, о чем мы говоpим сейчас здесь, не может подpажать.


Спеpва необходим для начала стpожайший пост. Чтобы yтончилась кpовь, смиpилось сеpдце, источающее неподобающее наслаждение. Затем должно смотpеть за yмом, чтобы он не yходил вниз от сеpдца, в нижнюю часть живота. Чтобы не составлял pазличные обpазы. Ум нужно деpжать неподвижным в веpхней части сеpдца. А если пpоисходит сильное наслаждение сеpдца, этомy пpепятствовать, этого не искать, а отвpащаться.


И когда пpидет благодать, тогда пpекpащаются все замыслы лyкавого, ибо она их yпpаздняет.


Пpиходит она, как тонкое дyновение, как благоyханное тончайшее дыхание. И вначале yмеpщвляет плоть и воскpешает дyшy, пpосвещает наш yм. И, наконец, когда пpидет, она сама yчит человека.


Понyждай себя к молитве. Деpжи свой yм внyтpи сеpдца и говоpи медленно-медленно молитвy.


Спеpва со вдохом опyстить yм в сеpдце. Затем дыхание с молитвой входит-выходит, а yм пyсть остается внyтpи. С силой пyсть деpжится. Пyсть емy не позволяется выход. И если он yстановится один pаз, тогда пpоисходит встpеча двyх гоpячо любящих, котоpые не виделись много лет. Любовь, pадость и наслаждение небесное. Hо вначале это стоит большого тpyда и многого пота.


Молитва помогает всем, но каждый должен по силе подвизаться.


Hадо не только молиться, но и быть внимательным.


Бдеть в помыслах, yпpавлять ими с большим искyсством. Иначе станyт yпpавлять тобой они. И в конце концов ты станешь посмешищем бесов.



О благодати

Знай, что всегда благодать предшествует искушениям как некое извещение для предуготовления. И сразу, когда видишь благодать, напрягись и говори: «Пришло объявление войны! Берегись, глина, смотри, откуда протрубит битву зловредный». Часто он приходит вскоре, а часто – через два или три дня. Во всяком случае, придет. И пусть будут укрепления прочными: исповедь каждый вечер, послушание твоему старцу, смирение и любовь ко всем. И так облегчишь скорбь.


Так вот, тот, кто молится, просит оставления грехов, просит милости Господней. И если он просит слишком многого прежде времени, Господь этого ему не дает. Ибо Бог это дает по чину. И если ты, прося, надоедаешь Ему, Он позволяет духу прелести притворяться благодатью и прельщать тебя, показывая тебе одно вместо другого. Поэтому неполезно просить чрезмерности. Но если и будешь услышан прежде очищения, когда еще не по чину, эти чрезмерности становятся змеями и вредят. Ты же имей чистое покаяние, оказывай всем послушание, и благодать придет сама, без того, чтобы ты просил.


Человек, как лепечущий младенец, просит у Бога Его святую волю. Бог как преблагой Отец дает ему благодать, но дает ему и искушения. Если он безропотно вытерпит искушения, получает прибавление благодати. Насколько больше он получает благодати, настолько и прибавление искушений.


Бесы, когда приближаются и трубят о сражении, не идут туда, где ты их победишь без сетований, а проверяют, где у тебя слабость. Там, где ты их нисколько не ожидаешь, они пробивают стены крепости. И когда они найдут душу немощной и участок слабым, всегда там его и побеждают и делают его виновным.


Просишь благодать у Бога? Вместо благодати Он попускает тебе искушение. Не выносишь войну, падаешь? Не дается тебе прибавление благодати. Снова просишь? Снова искушение. Снова поражение? Снова лишение до конца дней. Так вот, ты должен выйти победителем. Стой против искушения насмерть. Упади трупом в битве и кричи снизу, изнуренный: «Не упущу тебя, Сладчайший Иисусе! И не оставлю Тебя! Неразлучным с Тобой пребуду вовек и ради любви Твоей помру на поприще». И внезапно Он предстает на поприще и кричит через бурю: «Я рядом! Препояши, как муж, пояс свой и следуй за Мной!»


Однако когда унываешь, и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда, вместо побед, ты должен постоянно каяться: об ошибках дня, о нерадении ночи. И вместо того чтобы получать благодать на благодать, увеличиваешь свои скорби.


Поэтому не робей, не бойся искушений. И если и много раз упадешь -вставай. Не теряй своего хладнокровия, не отчаивайся. Это тучи, и они пройдут.


Если благодать уходит и приходит, ты не печалься, поскольку она так упражняет человека, чтобы он помышлял смиренно и не превозносился.


Сразу, как только воистину покается человек, приближается к нему благодать и ревностью увеличивается. Опыт же требует многолетнего подвига.


Прежде всего другого, просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби, каким бы образом они к нам ни приходили. Если же во время искушения он негодует и не проявляет достаточного терпения, то и благодати не придет достаточно, и добродетель не совершенствуется, и дарования он не удостаивается.


Если кто узнал, каков дар Божий, что он – скорби, и вообще то, что нам причиняет искушения, тот поистине обрел путь Господень. И ждет их, когда они придут, ибо ими он очищается, терпя, просвещается и созерцает Бога.


Всегда благодать предшествует искушениям как некое извещение для предуготовления.


Бог дает по чину.


Неполезно просить чрезмерности.


Насколько больше человек получает благодати, настолько и прибавление искушений.


Стой против искушения насмерть.


Когда унываешь, и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда, увеличиваешь свои скорби.


И если и много раз упадешь – вставай.


Это тучи, и они пройдут.


Если благодать уходит и приходит – так она упражняет человека, чтобы он помышлял смиренно и не превозносился.


Просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби.



О благодати и страстях

Благодать новоначальных, как будто мать учит своего малыша ходить. Она оставляет его и уходит, и он ищет ее. Плачет, зовет, разыскивает ее. Вскоре она приходит и снова удаляется. Он опять плачет, зовет. Она снова возвращается. Прежде чем она вырастит нас, у нее нет возможности остаться вместе с нами, потому что ей препятствуют страсти.


Страсти – это вещь жесткая. Уральские горы! Километры высоты! Благодать – это солнце. Восходит солнце, но тень гор не позволяет согреть всего разумнотварного человека. Только один луч найдет его, как сразу вспыхивает от радости. А остальная часть находится под тенью страстей. Могут подействовать сразу и бесы, когда уменьшится благодать. И они часто ей препятствуют, как тучи, заслоняющие свет солнца. Поскольку тень страстей порождает туман, который затемняет маленький луч света. И туман этот – помыслы отчаяния: робость, страх, бесстыдство, хулы и им подобные, от которых душа увядает и теряет дерзновение.


Каждый помысл, который приносит отчаяние и большую печаль – от диавола. Это туман страстей, и его сразу необходимо отвергнуть надеждой на Бога. Согрешение прогоняет дерзновение к Богу, но покаяние сразу призывает его обратно. Благодать не дает отчаяться, но непрестанно побуждает падающего к покаянию. А слова беса сразу приводят его в отчаяние.


Когда ты видишь благодать действующей, и радуется твоя душа, и текут непроизвольно слезы о милостях, которые даровал тебе Бог, если ты на молитве – стой. Если ты стоишь – не двигайся. Если сидишь – сиди на месте. Если молишься – молись без помысла младенческого и прими обильный дождь Духа, сколько бы ни пролилось на тебя. Ибо если он застанет тебя во время работы, а ты поднимешься на молитву, то он прекратится. Он хочет, чтобы ты оставалась там, где Он тебя нашел. Чтобы не ты была «мастером» по отношению к благодати. Она хочет научить твой помысл никогда не верить самому себе до тех пор, пока ты пребываешь в этой жизни. один день дождя устрояет посаженное в твоей душе за все то время, в которое удалялась благодать.


Благодать покаяния, действующая в тех, кто подвизается – это наследство, переданное отцами. Это обмен и Божественный торг, в котором мы отдаем землю и получаем Небо, обмениваем вещество, получая Дух. Каждый пот, каждая боль, каждый подвиг ради нашего Бога- это торговый обмен. Отдавание крови и вливание Духа.


Эта благодать возрастает, насколько может вместить человек, подобно сосуду, сколько в нем помещается. Называется же она благодатью делания и благодатью очистительной.


Теперь, после «делания», следует «просвещение». И это вторая ступень, то есть благодать просветительная.


То есть, когда подвизающийся будет хорошо воспитан благодатью делания и бессчетно упадет и поднимется, вслед за этим приходит просвещение знания, озарение ума, который созерцает истину, видит вещи в их естестве, без искусства и способов и рассуждений человеческих. Каждая вещь естественно стоит в своей настоящей истине. Но приходу сюда предшествуют многие испытания и болезненные изменения. А здесь он находит умирение помыслов и передышку от искушений.


А за просвещением следуют прерывание молитвы и частые созерцания: восхищение ума, прекращение чувств, неподвижность и предельное молчание членов, единение Бога и человека в одно.


Это Божественный обмен, при котором, если кто вытерпит искушение и, подвизаясь, не прекратит свой путь, то меняет вещество на невещественность...


Каждый помысл, который приносит отчаяние и большую печаль – от диавола.


Согрешение прогоняет дерзновение к Богу, но покаяние сразу призывает его обратно.


Благодать не дает отчаяться, но непрестанно побуждает падающего к покаянию.


А слова беса(помыслы) сразу приводят его в отчаяние.


Если молишься – молись без помысла.



Про ум

Так вот, ум – это эконом души, который приносит пищу – то, что дашь ему ты. Когда у него мир и ты даешь ему то хорошее, чего он хочет, он опускает это в сердце. Сначала он очищается от тех предрассудков, от которых зависел в миру, проясняется от житейских попечений и, непрестанно говоря молитву, совершенно перестает парить. И тогда понимаешь, что он очистился. Ибо он более не уклоняется в лукавое и нечистое, которое видел или слышал в миру. Затем он молитвою, входящей-выходящей в сердце, расчищает дорогу и изгоняет из него все постыдное, лукавое и нечистое. Ибо ум объявляет войну против страстей и бесов, которые воздвигают их и которые столько лет гнездились в сердце, а о них никто не знал и их не видел. Но теперь, когда ум обрел чистоту, свою изначальную одежду, видит их и, как собака, лает, рычит, дерется с ними, как хозяин и сторож всего разума души; держа, как оружие, имя «Иисус», бичует противников, пока не выгонит их всех наружу, вокруг сердца – в перикард. И они тоже лают, как дикие собаки. А ум начинает очищать грязь и всякую нечистоту, чем нас осквернили бесы с нашего согласия, которое мы давали на всякое зло и прегрешения. И затем он борется с бесами, чтобы изгнать их, совершенно их удаляя, дабы они не причиняли ему никакого беспокойства. И только и подвизается выбрасывать вон ту грязь, которую они постоянно бросают внутрь. Затем, как хороший эконом, он доставляет пищу, подходящую для просвещения и здоровья души.


Всему этому содействует благодать очистительная. Покрывается молящийся, как сенью, покровом послушания. Охраняется благодатью того, кто воспринял его душу пред Богом. И помалу происходит от Вышнего изменение. И когда бесы будут изгнаны вон совершенно, очистится изнутри сердце и прекратится осквернение. Восходит ум на трон в сердце, как царь, и радуется, как жених о невесте в тереме. Приносит радость светлую, мирную, непорочную. Творит молитву без труда. И тогда благодать действует свободно и показывает уму обетование, которое ему следует получить как плату, если исполнит свой долг безупречно. И с тех пор, спокойный и мирный, когда приходит благодать, он возводится ею в созерцание соответственно вместительности, которую имеет основание.



О прелести ума

Например, существует родник на берегу, чистая вода которого течет в море. Внезапно происходит волнение, и выходит море [из берегов], и покрывается морской водой наш маленький источник. А ну-ка давай, каким бы умным ты ни был, очисти теперь воду источника от морской воды! Подобное происходит и в уме.


И вникни в то, о чем я говорю.


Бесы – это духи. Так вот, они родственны и уподобляются нашему собственному духу, уму. А ум души, будучи кормильцем, поскольку приносит всякий образ и смысл умного движения в сердце, а сердце перерабатывает и дает это разуму, – ум, таким образом, обманывается по примеру источника. То есть воровским способом нечистый дух замутняет ум, и он дает это, каково оно есть, сердцу, по обычаю. И если сердце не чисто, оно вслепую дает это разуму. И тогда помрачается и чернеет душа. И с тех пор вместо созерцания постоянно принимает представления. И таким способом произошли все прелести и возникли ереси.


Однако когда человек насытится благодатью, и всегда внимателен, и никогда не малодушествует, не доверяет самому себе и не оставляет страха до конца дней, тогда он видит, когда приблизится лукавый, что какая-то ненормальность, какое-то неподобие происходит. И тогда ум, сердце, разум – вся сила души ищет могущего спасти. Ищет Того, Кто все из не сущего во еже быти произвел и все разделяет. Он может отделить воды от вод. И когда горячо, с изобильными слезами, Его призывают, выявляется обман, и ты узнаешь способ избежать прелести. И когда это попробуешь много раз, ты становишься человеком опытным. И беспредельно прославляешь и благодаришь Бога, Который открывает нам ум, чтобы узнавать ловушки и ухищрения лукавого и убегать от них.



О терпении

Итак, терпение необходимо, как соль в пище. Поскольку нет другой дороги, чтобы приобрести, обогатиться и царствовать. Эту дорогу нам начертил Христос. И мы, любящие Его, должны ради Его любви последовать за Ним. Хоть и горька нам полынь, однако очищает кровь и оздоровляет наше тело. Без искушения не познаются чистые души, не проявляется праведность, не различается терпение. Без искушений невозможно проявиться здоровью души. Это – очистительный огонь, который соделывает душу чистой и светлой.


Каждая скорбь, которая приходит к нам – будь то от людей, или от бесов, или от нашего собственного естества, – всегда имеет скрытое в себе соответствующее приобретение. И кто преодолевает с терпением – получает плату: здесь – обручение, а там – совершение.


Если тебя обижают, и ты захочешь найти справедливость – знай, что она – в несении тягот ближнего твоего до последнего дыхания, и проявлянии терпения во всех печалях нынешней жизни.


Искушение – очистительный огонь, который соделывает душу чистой и светлой.


Справедливость – это несение тягот ближнего, до последнего дыхания, и проявлянии терпения во всех печалях нынешней жизни.



О войне

Все эти падения сейчас становятся для тебя познавательными уроками смиренномудрия. Поэтому не печалиться тебе нужно, а наблюдать и укрепляться в схватках, которые идут одна за другой. И урок одной – подготовка к следующей. А подготовка такова: во всем, что бы со мной ни случилось из того, что может сотворить бес под небом, я воли своей не проявлю, мнения не имею, спора не завожу. Пусть будет криво, пусть повелеваемое будет каким угодно – как крест: я сделаю это без рассуждения. И пусть увидит Бог мое сердце и облегчит мне войну.


Человек должен стоять как мишень и ожидать, откуда его ударит враг. И сразу повернуть оружие в то место. И до конца дней не ждать покоя, даже если Господь и дает его много раз. Он не должен ослаблять надзор, а должен непрестанно бдеть, как воин в час сражения. Ибо одно мгновение стоит столького и приносит душе такую пользу, какую не приносит целый год; также и вред, если человек ослабит внимание.


Не отчаивайся! Со всеми это бывает. Это война искушения, и она минует. Поскольку ты воевал с ним вначале, а сейчас твоя ревность охладела, он хочет наверстать упущенное. Но и ты снова встань, покайся и плачь.


Не помнишь разве того брата, который говорил бесу: «Келлия эта – мастерская медника: один удар молотком даешь – один получаешь». Так вот, храбро воюй со страстью и быстро, с Божией помощью, получишь избавление.


Диавол ищет какой-нибудь способ или предлог, чтобы обособить тех, кто верит его помыслам, и отделить их. И тогда после этого он господствует над ними, делая их своими подручными.


Отсюда пойми, что все это – козни и ухищрения лукавого. Поэтому не слушай, что он шепчет тебе в помыслах.


Смотри, чтобы он не выбил тебя из твоего правила, ибо тогда ты пропал. Пусть он обманется в своих ожиданиях.


Эта жизнь – борьба, если хочешь победить, это не шутка! С нечистыми духами воюешь, которые бросают в нас не пирожные и мармелад, а острые пули, убивающие душу, а не тело.


Только не печалься. Не робей. Только будь внимателен, раз уж видел ловушки лукавых. И увы тому, кого они схватят: нелегко ему будет вырваться из их когтей.


Конечно, диавол, как бы он этого ни хотел, не сможет сам нас погубить, если мы сами не посодействуем его злобе, но и Бог тоже не может один нас спасти, если мы не станем сообщниками Его благодати в нашем спасении. Всегда Бог помогает, всегда успевает, но хочет, чтобы и мы потрудились, сделали то, что можем.


Падения – познавательные уроки смиренномудрия.


Не печалиться, а наблюдать и укрепляться в схватках, которые идут одна за другой.


Урок одной(схватки) – подготовка к следующей.


Что бы ни случилось я воли своей не проявлю, мнения не имею, спора не завожу.


Человек – мишень, всегда ожидающая удара врага.


Удар – сразу поверни оружие в это место.


До конца дней не ждать покоя.


Ты не должен ослаблять надзор, а должен непрестанно бдеть, как воин в час сражения.


Не отчаивайся! Со всеми это бывает.


Это война искушения, и она минует.


Не слушай, что бес шепчет тебе в помыслах.


Диавол ищет способ или предлог, чтобы обособить тех, кто верит его помыслам, и отделить их.


Эта жизнь – борьба.


Только не печалься. Не робей. Только будь внимателен.


Диавол, как бы он этого ни хотел, не сможет сам нас погубить, если мы сами не посодействуем его злобе.


Бог тоже не может один нас спасти, если мы не станем сообщниками Его благодати в нашем спасении.



О падениях

И если опять упал – опять поднимайся.


Неудивительно споткнуться тому, кто бежит. Только надо ему иметь терпение и покаяние в каждое мгновение.


Посему постоянно полагай покаяние, когда ошибаешься, и не теряй времени. Ибо сколько медлишь ты попросить прощения, настолько даешь позволение лукавому простирать в тебе корни. Не позволяй ему нервировать тебя, тебе же в ущерб.


Итак, не отчаивайся, падая, но, поднимаясь с готовностью, полагай покаяние, говоря: «Прости меня, Христе мой, человек есмь, и немощен».


Это – не оставление. Но так как у тебя пока еще много мирской гордости и много тщеславия, попускает тебе Христос наш ошибаться и падать, чтобы узнавал ты каждый день чувственно свою слабость и терпел согрешающих, чтобы не осуждал ты братьев, если они ошибаются, а носил их немощи.


Значит, сколько раз падаешь, снова вставай и сразу проси прощения.


Не скрывай печаль в своем сердце. Ибо радость лукавого – это печаль и уныние, из которых рождается много всего, от чего душа наполняется горечью, тогда как расположение кающегося говорит: «Согрешил, прости меня, Отче!» И так прогоняет печаль. «Разве, – говорит он, – не человек я немощный? Что мне еще делать?» Воистину, чадо мое, это так. Имей отвагу.


Только когда благодать Божия придет, тогда стоит на ногах человек. Иначе, без благодати, всегда шатается и всегда падает. Итак, мужайся и нисколько не бойся.


Построй в себе отважный образ мыслей перед лицом приходящих искушений. Так или иначе они придут. Они тебе необходимы. Ибо иначе не очищаешься. Оставь то, что тебе говорит нерадение и уныние. Не бойся их. Как благодатью Божией прошли предыдущие, так минуют и эти, как только сделают свое дело.


Искушение – это лекарство и целебные травы, которые исцеляют явные страсти и невидимые наши раны.


Так вот, имей терпение, чтобы приобретать каждый день, накапливать награду, упокоение и радость в Небесном Царствии. Ибо приближается ночь смерти, когда никто не сможет более работать. Поэтому спеши. Времени мало.


Лучше один день победоносной жизни с наградами и венцами, чем жить много лет, но в нерадении. Поскольку один день подвига в сознании и чувстве души стоит пятидесяти лет жизни иного, кто без осознания и нерадив.


Без борьбы и пролития крови не жди свободы от страстей. Терния и волчцы взращивает наша земля после преступления. Нам заповедано очищение, но только с большой болью, кровоточащими руками и многими воздыханиями они искореняются. Итак, плачь, проливай реки слез – и умягчится земля твоего сердца. И когда земля будет полита, ты легко искоренишь колючки.