Записки уставщика. Послушник Николай Сайки


Отец-исповедник и старец-духовник


Должен вернуться ко временам, когда я был в послушниках, к самой важной для монашествующих поре.


Большое значение в формировании монаха играет опытный учитель, на монастырском языке - старец. Одновременно он может быть и исповедником, если рукоположен в иеромонахи, в иеросхимонахи или признан как подвижник. Задача старца состояла в совершенствовании послушников и монахов в монашеском подвиге. Моим старцем стал приснопамятный иеромонах отец Памва, относящийся к своему делу с отеческой любовью. Он хорошо понимал новоначальных. Нас, послушников, было с десяток, мы бывали у него по воскресениям после обеда. Приходили все вместе, чтобы сэкономить его время: старец тоже нуждается в дневном отдыхе. Ранним утром, днем и вечером он руководил церковным хором. Затем его перевели в старшие келейные к игумену Павлину, и все же он продолжал петь, особенно на ранней литургии.



Он приглашал нас присесть, кого на стул, кого на лавку, а то и на пол, и начиналась беседа о книге отца Дорофея, кто что помнит. Затем он разъяснял и дополнял наше разумение учения отца Дорофея, благословлял каждого в отдельности и отпускал с Богом. Случались разногласия и недоразумения по какому-нибудь поводу. Их обязательно нужно было ликвидировать самому или с помощью старца. Бывало, что послушник получал какое-либо задание, а с инстанции повыше поступало иное распоряжение, первый же распорядитель где-то запропастился. Конечно, послушник выполнял второе задание и получал взбучку за невыполнение первого, я часто попадал в такое положение. Отец-исповедник Памва цитировал: «Попытайся претерпеть все и сподобишься венца вечной жизни» /Откр. Иоанна 2:10/. Вторым его любимым изречением было: "Претерпевший же до конца спасется” /Матф. 24:13/.

Поступившему в монастырь послушнику выдавали рясу, его определяли к старцу, который для ознакомления с первыми шагами монашеской жизни рекомендовал ему взять в библиотеке «12 поучений отца Дорофея», произведение, которым руководствуются во всех монастырях.


В этом сочинении есть между прочими рассказ о том, как на прогулке с послушником авва подобрал на опушке леса сухую палку, ткнул ее в землю около своей кельи и поручил послушнику поливать ее ежедневно, пока она не даст побеги. Послушник верил старцу и, поливая ежедневно сухую палку, дождался плодов своей веры: палка прижилась и дала побеги. В монастырской жизни принято подчеркивать, насколько важно отказаться от собственного «я» и подчиниться воле другого. Вера в руководителя-старца дает наилучшие результаты. В этом рассказе об этом как раз и говорится. Смиренный послушник считал старца святым и поэтому не сомневался в его словах.


Почему в наше время стало меньше подвижников? Причина в отсутствии веры. Кто нынче поверит безоговорочно монаху, что сухая палка может пустить корни? Он сочтет это бесполезным занятием, он не верит в это, а без веры трудно добиться чего-либо. Иисус говорит, что верующий в Него сможет верой передвигать горы. И еще Он говорит, что когда Он вернется на землю, вряд ли найдутся верующие в Него. В свое время Господь говорил Аврааму: «Если найдутся хоть 10 праведников, не уничтожу этот город».


Этими маленькими примерами я хотел показать самое важное в продвижении к монашескому совершенству: самоотвержение, подчинение себя чужой воле, безграничная вера во Христа - путь к высшей цели, в Царство Божие.


Не могу сказать, как монастырская власть относилась к другим, но относительно меня дела складывались так, что мне было даже определено место в церкви, которое я не мог менять. И все же я нарушил запрет и как-то поднялся на галерею над западным входом, откуда открывалась прекрасная перспектива на стройные ряды иеромонахов, шествующих от алтаря к выходу во время литии. Посреди богослужения отец-исповедник разыскал меня и отвел на отведенное мне место. По его мнению, я нарушил устав, позже мне разъяснили, что меня испытывали в смирении и послушании. В первую очередь старец обучает послушника именно этому, а также духовной красоте и пониманию этих эстетических категорий. Он обучает новоначального Иисусовой молитве, ступеням ее усвоения и преодолению опасностей, подстерегающих начинающего послушника. Молитва эта короткая, но действенная: бесы трепещут пред именем Иисуса Христа. Однако она должна исходить из сердца, не от разума.



Сначала старец учит молиться вслух, после усвоения первой ступени он разрешает переход к сердечной молитве, держа обучаемого под постоянным контролем.


Вот теперь-то и начинаются сложности: злой дух тоже контролирует начинающего подвижника, мешая ему углубиться в молитву. Возникает пауза. «Начни сначала», - советует старец, - «не унывай, это еще не настоящая молитва, это пока только привыкание к Иисусовой молитве. Когда начнешь молиться сердцем, это и будет настоящим началом. И всегда помни, что искуситель близко, и всячески старается отвлечь тебя от Иисусовой молитвы».


Я испытал на себе, насколько прав был старец, когда проходил первые ступени Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».


Не помню, сколько дней я уже практиковался в этой молитве, как в одно воскресное утро одетый я прилег на скамью, решив дождаться конца колокольного звона, а затем пойти на раннюю литургию. Прилег и уснул; и снится мне, что я один во храме, и навстречу мне идет какой-то схимонах, постоянно меняя свой облик: одежда его куда-то растворилась и чем ближе он подходит ко мне, тем черней и безобразней становится его лицо. Он говорит мне противным голосом: «Я не могу творить эту молитву, как же ты осмеливаешься?».


Душа моя трепещет, я пытаюсь поднять правую руку и сотворить крестное знамение, но какая-то сила удерживает ее. Наконец, мне с усилием удается вырвать руку, перекреститься - и дьявол исчезает. Я просыпаюсь с последним ударом колокола и иду в церковь.


Возможно, что у кого-то этот рассказ вызовет скептическую усмешку, а кто-то и вовсе не поверит. Но дело в том, что если подобное не случается в миру, то только потому, что здесь никто не подвизается в непрерывной Иисусовой молитве. Другое дело в - монастыре. Там, как нигде в другом месте, злой дух старается отвлечь монаха от Иисусовой молитвы. Пытаясь заполучить его в свои сети, идет даже на лесть: «Ты достиг уже таких высот, что можешь и отдохнуть».


Источник