Важность молитвы. Преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец

Преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец (1830–1890)



Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13).

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26:41), – говорил Господь ученикам Своим. И из нас все те, которые не бодрствуют духом и не молятся, не свободны от того зла, в котором лежит весь мир (1Ин. 5:19), то есть покоятся сыны века сего, о коих Господь говорит: огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не… не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13:15). – Вот истинное бедствие, в котором находятся все люди, не обращающиеся с молитвою к Богу! Ибо приходит гнев Божий на сынов противления (Еф. 5:6), – и снизойдут во ад все народы, забывающие Бога (Пс. 9:18). Близок Господь, как сказано, к призывающим Его во истине (Пс. 144:18); прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их (Еф, 4:17–18). – Хотя и помышляет о себе каждый из них: в род и род не приключится мне зла; но истина говорит: зато внезапно придет погибель его (Притч. 6:15).


Обратитесь ко Мне… и Я обращусь к вам (Зах. 1:3), – взывает Господь, пришедый спасти грешных. И пророческое вещание учит: возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу и Ему будут поклоняться, каждый со своего места (Ос. 14:3; Соф. 2:11). Ибо без Меня, – Господь еще говорит, – не можете делать ничего (Ин. 15:5). Если мы сами собою не способны и помыслить что-либо богоугодное, но способность наша от Бога (2Кор. 3:5), как замечает апостол Павел; то потому и никто в разум истины прийти не может, если не будет, как Давид, просить Бога: доброму разумению и ведению научи меня (Пс. 118:66). Посему и Господь научает: просите, и дано будет вам (Мф. 7:7). Если же у кого из вас, – говорит нам Писание, – не достает мудрости, да просит у Бога: и дастся ему (Иак. 1:5). Кто просит Бога уразуметь истину, тот со временем скажет, благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. Ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал (Пс. 15:7; 17:23). Чтобы достигнуть сего, при устной молитве и видимом поклонении должно быть еще обращение ума и сердца к Богу; без сего наружная молитва подобна бездушному, мертворожденному плоду чрева. Ибо Господь говорит: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня (Ис. 29:13). Пустословному богомольцу, приносящему жертву хвалы, тоже скажет Господь, что и Каину: еда аще право принесл еси, не согрешил ли еси? Умолкни20 (Быт. 4:7). И молитва его да будет грех, кто по виду молится, а ум его предан земному попечению и сердце его холодно; таким говорит Господь: когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу вас (Ис. 1:15). И еще: горе вам, лицемеры, что напоказ молитесь долго: за это примете тягчайшее осуждение (Мф. 23:14). Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине Себе (Ин. 4:24). Таких поклонников Бог ищет Себе.


Молитва по существу своему есть обращение ума и сердца к Богу, соединение души с Богом; а по своему действию – оживление и дыхание духа безсмертного. И вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2:7), – сказано о первозданном человеке, от чего и произошло в нем сердечное богохваление и непрестанная радость о Боге живом, подающем жизнь вечную. И ныне всякого человека молитве научает один только Бог, дающий молитву молящемуся (1Цар. 2:9). Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). Когда заметно в теле хотя малое дыхание, то, значит, в нем есть жизнь; так и у кого есть печаль ради Бога (2Кор. 7:10), тот не отчужден от жизни Божией. Но у кого нет сего, нет сердца сокрушенного или покаяния, ведущего ко спасению, тот мертв душою, потаенный сердца человека в нем бездыханен. Как при телесном обмороке стараются произвести дыхание, так и в преданном сну смертному должно возбудить дух молитвы. Посему и говорит Писание: встань, спящий, и воскресни из мертвых (Еф. 5:14), и Сам Господь: отверзи уста свои, и исполню их духа. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13).


Посмотрим на Того, Кто оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет. 2:21), – если только желаем спастись, войти в царство Его, получить жизнь вечную. Возведенный Духом в пустыню, чтобы искуситься от дьявола и победить его постом и молитвою, Господь наш провел сорок дней и ночей без пищи, будучи не иным чем занят, как молитвою (Мф. 4: 1–11; Мк. 1:12–13: Лк. 4:1–13). Хотя в Писании указана малейшая часть Его деяний (Ин. 21:25), однако ж не однажды упоминается, как Он утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился (Мк. 1:35); то сказано еще: в те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу (Лк. 6:12). И преображение Его было на горе, когда Он молился, и бывшие с ним отягчены были сном (Лк. 9:32). И тогда, когда душа Его скорбела смертельно, и Он, будучи в подвиге, падал на лице Свое – с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления (Евр. 5:7). Хотя и Божий Он Сын, но имел великое благоговение к Богу; потому и, будучи пригвожден ко Кресту, молился: Отче! прости им. Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23:34, 46). Итак, как говорил Он ученикам Своим: научитесь от Меня (Мф. 11:29), то наученные – все они, – как сказано, – единодушно пребывали в молитве и молении (Деян. 1:14).


Не напрасно же Писание убеждает нас: будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол, 4:2). Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия (1Сол. 5:17–18). Как шествующие в землю обетованную питались манною, так и грядущие к вечному блаженству, укрепляют сердца свои молитвою к Богу. О тех сказано: хлеб ангельский ел человек (Пс. 77:25); но чем безплотные силы укрепляют себя, как не Божиим славословием? И души живут и не умирают только молением – прошением, благодарением. Молитва благоговейная отстраняет душу от всего земного, делает человека высшим страстей мира сего: врага ли увидит он после молитвы, уже не смотрит на него, как на врага; красивую ли женщину, не соблазняется при виде ее. Пламень, возженный молитвою, не допускает до сердца никакую греховную мысль. Напротив же, без молитвы ослабевает всякая добродетель, уменьшается вера, водворяется в душе попечение о земном, и уничтожается всякое помышление о Боге – духовная жизнь прекращается в человеке. И Златоуст потому говорит: «не может быть, чтоб без молитвы могла быть жизнь добродетельною. Молитва же приводит человека в состояние, высшее всякого земного состояния и творит его равным ангелам».


Проходя долиною плача, идущие к горнему блаженству ныне говорят: как очи рабов обращены на руку господ их… так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас (Пс. 122, 2). И приходят от силы в силу, являются пред Богом (Пс. 83:8), с благодарением взывая: просвещаешь Ты дивно от гор вечных, (Пс. 75:5). Великого просвещения духовного достигает человек молитвою – прилежною и продолжительною; даже и при начале усердный молитвенник чувствует в себе некий свет ума и говорит, как и Давид пророк: Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою (Пс. 17:29). Чтобы освободиться нам от тьмы и войти в чудный свет Божий, или, что тоже, выйти из-под власти сатаны (Деян. 26:18) и водвориться в Царствии Божием, нужно усердно вразумлять себя псалмами, славословиями и песнопениями духовными, и стараться о сем самом со всяким постоянством (Еф. 5:19; 6:18). Должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18:1), чтобы мы могли противостоять козням дьявольским, потому что борьба у нас с миродержителем тьмы века сего, с духами злобы поднебесными (Еф. 6, 12). Сей же род, – как Господь говорит, – ничем не побеждается, как только постом и молитвою (Мф. 17:21). Посему и говорит нам Писание: бодрствуйте в молитвах (1Пет. 4:7), трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5, 8).


Если бы понимали мы хоть мало опасность духовной своей жизни, то не было бы и нужды говорить о важности и необходимости молитвы; ибо кто хотя мало поразмыслит, тот увидит, скольким опасностям подвержена жизнь души нашей. Гибельная наклонность от юности ко злу (Быт. 8:21), разные препятствия к добродетели; неизбежные соблазны мира сего, коим трудно противостоять: все это недостаточно ли понуждает нас чувствовать крайнюю нужду в Божией помощи? Хочет ли кто знать, какую пользу доставляет молитва? – посмотри на всех людей и увидишь, кто ведет жизнь сообразную с законом Господним. Это те, которые любят молиться; они одни, побеждая похоть вредную, обретают успокоение в Боге, и говорит из них каждый: мне благо приближаться к Богу21 (Пс. 72:28). А как живут те, кои не молятся, или же и молятся, но притворно, как лицемеры? О, страшно и подумать, стыдно о них и сказать, сколь жизнь их противна, и что ожидает их в вечности! Это все до единого – рабы своих прихотей, все они заняты только земным попечением, и нет у них даже помышления о том, как угодить Богу. И за то всех их низведет Господь в ров погибельный (Пс. 54:24); ибо не ложно говорил Давид пред Богом: се говорит нам: остановитесь и познайте, что Я – Бог (Пс. 45:11). А люди, неведущие Бога, говорят о послушных Богу, как фараон о израильтянах: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу (Исх. 5:17).


Апостол учит не худому, когда говорит: не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4:6). Кто говорит, как и Давид пред Богом: к Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах (Пс. 122:1), тот со временем скажет: всегда я живу пред тобою, Господи; – оттого возрадовалось сердце мое; даже и плоть моя упокоится в уповании (Пс. 15:8–9).  Говорил еще: вспоминал я Бога и веселился (Пс. 76:4). Если и одно воспоминание Бога Спасителя радует душу, печалившуюся по Боге, то непрестанное богомыслие не более ли успокоит ее? Кто, хотя раз в жизни удостоится беседы с царем, тот почитает сие за великое для себя благо, и делается чрез то для всех почтенным. Даже и с простым, но добрым человеком дружеский разговор бывает весьма утешителен. Какого же величия и какого блаженства сподобляется тот из нас, кто постоянно беседует с Богом! А что молитва есть беседа с Богом, о том и пророк говорит: да будет благоприятна Ему песнь моя (Пс. 103:34). Кто, имея друга, не хочет и беседовать с ним? Если же нет у кого охоты молиться Богу, то верно нет и любви к Нему: а потому и не достигнет тех благ, которые уготованы любящим Его (1Кор. 2:9).


Источник