История Иисусовой молитвы

Иисусова молитва – одно из величайших сокровищ Священного Предания Православной Церкви. Это краткое молитвословие содержит главные евангельские истины: признание богочеловечества Иисуса Христа и Троичности Бога.


Первое осуществляется через обращение к Нему как к человеку, то есть по имени, и как к Богу, через именование Господом. Признание Христа Господом, по слову апостола Павла, возможно только через Духа Святого (1 Кор. 12:3). А то, что Христос называется Сыном Божиим, указывает на Его сыновство Отцу.


Но откуда произошла Иисусова молитва и как развивалась? Об этом читайте в статье.


Следует оговориться, что в статье история Иисусовой молитвы рассмотрена с момента ее зарождения до момента ее окончательного утверждения как повсеместной практики монахов и мирян. Этим мы нисколько не хотим умалить духовный опыт оптинских старцев, свт. Игнатия Брянчанинова или иных духоносных отцов, но действуем в рамках выбранного временного периода. В зависимости от обратной связи, мы можем продолжить тему во второй части статьи, где расскажем о развитии традиции чтения молитвы после XIV в.


 

Евангельские прообразы и их религиозный фон


В каждом из Синоптических Евангелий содержатся прообразы Иисусовой молитвы. Наиболее известным прообразом является молитва мытаря из Евангелия от Луки (18:13): «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». В Евангелии от Матфея хананеянка молится Господу: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов» (Мф. 15:22). Согласно Марку, слепой Вартимей, обращаясь ко Христу, молился так: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня» (Мк. 10:46). История этого исцеления более кратко повторяется и у Луки (см. Лк. 18:38).


Говоря о контексте этих молитвословий, нужно учесть, что имя в ветхозаветной культурно-религиозной среде обладало сакральным статусом. Иудейские имена часто были теофорными, то есть содержали в себе слово «Господь» или его производные: Михаил – «кто, как Господь», Иосия – «Господь укрепляет», Захария – «Помнящий Господа», Иоанн – «Господь милует», Иосиф – «Господь прибавит» и т.д.


Но совершенно особенный статус имел тетраграмматон ‏ יהוה (др. евр. – «Я есть Сущий») – имя Божие, открытое пророку Моисею при явлении Неопалимой Купины (см. Исх. 3:14). Произносить его мог только первосвященник раз в год во Святая Святых, а со временем его первоначальное произношение и вовсе забылось.


Когда Господь Иисус Христос говорил иудеям: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58), Он фактически применял священное четверобуквие к себе. И тем прямо заявлял, что Он, Иисус  – Тот Самый, кто являлся Моисею. В проповеди Христовой эта мысль была очевидной и краеугольной (см. Ин. 8:12, 10:9, 10:30, 14:6, 14:10). А потому всякий, кто молитвенно призывал имя Иисуса Христа, этим признавал Его Божественное достоинство и просил Его помощи, что фактически и является Иисусовой молитвой.


Иисусова молитва в истории Церкви. Древность


Постоянное призывание имени Господа Иисуса Христа как аскетическая практика становится известным в IV в. во многом благодаря преподобному Макарию Египетскому (IV в.). Но наиболее раннее упоминание о Иисусовой молитве относится к преподобному Аммонию (первая половина IV в.) Одному монаху он советовал: «всегда имей в сердце своем слово мытаря — и можешь спастись»2.


Хотя в IV в. для приема в монашеские обители монах должен был знать наизусть значительные фрагменты Псалтири и Евангелия, а в некоторых случаях – целиком, в молитвенной практике были наиболее распространены краткие молитвословия.


Например, святой Иоанн Кассиан (IV-V в.) для постоянного памятования о Боге учил3 молиться кратким отрывком из Псалтири: «поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» (Пс. 69:2). А молитва мытаря, предлагаемая для ежедневного чтения святым Аммонием, уже тогда имела различные формы. Слово «Боже» могло заменяться на имя Иисуса Христа, а вторая часть молитвы мытаря сокращаться до «помилуй меня».


Так учил молиться преподобный Макарий Великий: «...прикрепляй его (ум) к Господу нашему Иисусу Христу; Он есть мачта, Он укрощает волны бушующего океана, стремящиеся потопить праведных. Разве трудно с каждым выдохом произнести: “Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Благословен Ты, Господь наш Иисус Христос: помоги мне”?»4.


Преподобный Макарий, будучи уважаемым старцем еще при жизни, передал поколениям монахов практику постоянного призывания имени Христова. Святой Макарий учил во время молитвы ни в коем случае не предаваться размышлениям о Евангельских событиях или о Боге, не визуализировать их, но держать все свое внимание на Самом Имени Христовом, которое, по его словам, есть «самая сладкая пища».


Уже тогда им отмечались особые благодатные дары, связанные с чтением Иисусовой молитвы: «"Господи Иисусе Христе, помилуй меня!" Затем, во время краткого отдыха, ты почувствуешь в своей душе покой Божества; Он изгонит мрак страстей, которым заполнена душа твоя, и очистит ее до состояния, сходного с тем, которое было у Адама в раю; это благословенное имя, которое святой Иоанн Богослов назвал “свет миру” (Ин. 8: 12), та сладость, которой никогда не можем насытиться, истинный хлеб жизни».


Стоит отметить, что для раннего периода в истории Церкви Иисусова молитва была не только частью аскетической практики, но и исповеданием веры. Можно сказать, Символом Веры. Ведь, как было сказано, в ней выражалась вера в богочеловечество Христа и Троицу, что отрицалось, например, несторианами, арианами, докетистами и пр.


Хотя Иисусова молитва на несколько веков прочно закрепилась в монашеской аскетической практике, в богословских трудах после IV в. и вплоть до XIII она почти не присутствовала и не осмыслялась. И со временем практика чтения Иисусовой молитвы начала забываться. Например, на Афоне к XIII в. она уже была оставлена5.


Иисусова молитва в истории Церкви. Возрождение и исихазм


Главным образом, начало возрождению чтения Иисусовой молитвы дал преподобный Григорий Синаит (XIII-XIV вв.). Посредством изучения творений древних отцов и личной практики Иисусовой молитвы, он осознал ее абсолютную необходимость для монашествующих. В своих творениях он вновь поставил ее во главу угла аскетической жизни. И живя некоторое время на Афоне, преподобный Григорий  обрел учеников и научил их непрестанному призыванию имени Божия.


Среди его учеников выделялись два великих богослова: святитель Каллист I, патриарх Константинопольский и святитель Григорий Палама. Как и труды прп. Григория, труды его учеников были посвящены аскетике, молчальничеству, молитве и в особенности молитве Иисусовой.


Аскетические труды как учителя, так и его учеников были внесены в сборник «Добротолюбие», содержащий особо чтимые монашеские произведения. Но наибольший богословский авторитет возымел святитель Григорий Палама,  он оказал и последующее влияние на православную традицию.


Именно он окончательно сформулировал учение о божественных энергиях,  обосновал и развил как философски, так и богословски, исихазм – практику непрестанного творения в уме Иисусовой молитвы, отшельничества и молчания.


В паламизме, учении, названном по имени святителя Григория, приобщение человека Божественной природе, т.е. теозис, достигается через исихазм и, в частности, через молитву Иисусову.


И в отличие от прп. Григория Синаита и свт. Каллиста, святой Григорий Палама не только писал о практике исихазма для православных монашествующих, но и успешно выступал с его защитой против латинян. При жизни св. Григорий получил прозвище «защитник благочестия», а в народе «латинство» или «православность» человека стали определять по его отношению к учению свт. Григория, что затем было закреплено соборно. На Константинопольском соборе 1368 г. учение свт. Григория было признано православным, а его противники – преданы анафеме. Сам же Григорий на этом соборе был канонизирован (всего через 9 лет после своей кончины).


Благодаря трудам преподобного Григория, святителей Каллиста и Григория и иных подвижников, Иисусова молитва навсегда вернулась в монашескую жизнь и стала ее неотъемлемой составляющей. В последующие века форма чтения Иисусовой молитвы и сопряженные с ней практики менялись, как это было и в древности, но ее главное догматическое и аскетическое содержание было утверждено в XIV в.


Источник