Словесный уровень. Из книги "Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни". Новиков Н.М.


Словесный уровень

Теперь нам нужно точней определить, что именно подразумевается под молитвой словесной. Это понятие аскетическое. Словесная не означает, что молитва произносится вслух, такую называют молитвой гласной, молитвой устной. Можно сказать, что термин словесная описывает определенную форму мышления. Это начальное состояние молящегося ума, первая из трех ступеней, возводящих на духовное небо, ступеней, именуемых молитва словесная, умная, сердечная.


Словесный уровень мышления характерен тремя моментами. Первый уже упоминали: ум и рассудок у падшего человека слились в одно целое. Говорили и о втором: ум в словесной молитве движется прямолинейно. Третий же заключается в том, что молитва словесная, даже если произносится не вслух, а только про себя, то, в отличие от умной молитвы, непременно облекается в словесную форму. То есть мы и в уме мысленно произносим, выговариваем слова.


Иначе обстоит дело на более высоких уровнях молитвы умной и сердечной — там мысль уже не требует обязательного воплощения в слове. Там мысль только мыслится. Мысль течет и осознается без проговаривания в уме словами. Человек возносит к Богу чистую мысль, не оформляя ее в слова. Сложно объяснить, как именно это происходит и как субъективно переживается, но со временем это само собой проясняется, когда бывает пережито на опыте.


Итак, понятия молитва словесная, умная и сердечная обозначают различные состояния сознания, определенные уровни мышления. На каждом из этих уровней можно, конечно, молиться и вслух, и про себя. Но происходит это по-разному. Различие вот в чем.


Человек, стяжавший молитву сердечную, когда молится молча, то может, как было сказано, мыслить без слов, одними понятиями. Если же он читает вслух, допустим, каноны или псалмы, то это не значит, что молитва его от этого превратилась в словесную. Он гласно молитвословит, но вместе с тем сердечно молится читаемыми псалмами. Иначе говоря, молится духом своим.


А вот находящийся на словесном уровне человек, что с ним происходит? Допустим, он молится молча, про себя читает, например, молитву Иисусову. Но от этого его молитва не станет умной. А если при этом он даже в сердце направит свое внимание, его молитва не станет сердечной, она по-прежнему останется словесной. И он по-прежнему будет мысленно проговаривать молитву словами.


Словесная молитва Иисусова

И в завершение последний вопрос. Нас теперь интересует молитва Иисусова. Мы говорили о том, что человеческий ум, который представляет собой вид энергии, может устремляться в своем движении прямолинейно или кругообразно. Мы обнаружили, что для молитвы словесной характерно движение ума по прямой линии. И убедились, к каким последствиям это приводит. Посмотрим теперь, что конкретно происходит при Иисусовой молитве, когда молящийся находится на уровне словесном.


Когда мы произносим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий...», то обращаем ум свой ко Христу. Мысленно мы поставляем себя пред Ним. Зрительных образов не допускаем, но стараемся ощутить себя в присутствии Божием, представляем, что предстоим Христу.


Это означает, что Христос незримо оказывается где-то пред нами. Или над нами. Он либо невидимо пребывает где-то в вышине, либо ощущается, что Он здесь, где-то передо мной или где-то рядом. Ум, обращенный ко Христу, может направиться к иконе, в храме он может устремиться к алтарю, к престолу... И так далее.


И даже если мы молимся в темноте, с закрытыми глазами и, как нам кажется, удерживаем образ Бога в голове, образ этот все равно окажется, хотя бы и чуть-чуть, но где-то перед нами, перед глазами, как бы на некоем экране.


В любом из этих случаев внимание направлено прямолинейно, ум движется прямо, от нас — к Нему. В любом из этих случаев ум движется вовне, он каждый раз выходит за пределы тела. Так выражается свт. Григорий Палама: «выходит из тела», — говорит он об уме. И этим обозначает ум, молящийся на уровне словесном, ум, движущийся прямолинейно.


Сейчас мы говорили о первой части Иисусовой молитвы, об обращении: «Иисусе Христе». Затем последует вторая половина, прошение: «помилуй мя». Мы переносим внимание на наше я, мы возвращаем внимание к себе. После полета мысли ко Христу, Который находится вовне, ум, выходивший за пределы тела, движется теперь обратно ко мне и как бы входит обратно в тело.


И тут логично предположить: это и есть молитва круговая. Мысль движется, как кажется, по кругу — сначала ко Христу, затем обратно, возвращается ко мне.


Но нет. Это не будет кругом. Здесь мы имеем всего лишь комбинацию из двух линейных движений: одно — наружу, другое обратно — внутрь. А замкнутого круга не получается. Круга не будет потому, что между двумя этими движениями имеется разрыв. Разрывом этим как раз и будет выход ума из тела.


Теперь мы подошли к законному вопросу. Как было сказано, внимание, то есть энергия ума, в молитве направляется на образ Бога: иконописный, воображаемый или безвидный, но в любом случае находящийся вовне. Иначе говоря, ум, двигаясь прямолинейно, стремится за пределы тела. И вот вопрос: а в чем же, собственно, проблема? Движение ума прямое, движение вовне. Так что же? Что тут не так? Чем это не устраивает нас?


А не устраивает нас одно. Что здесь не хорошо, так это именно разрыв, разомкнутость движения в моменты выхода и возвращения ума в пределы тела. Там, где разрыв, там образуется утечка. Идет растрата умственной энергии. Выйдя вовне, она рассеивается и испаряется. Как это происходит и почему, станет понятно позднее, при разговоре о круговом движении ума. Пока только отметим, что ум наш, выйдя из тела в открытое пространство, теряет свою силу. Теряет бесполезно, так как за эту трату мы не получаем ничего в ответ, взамен.


А ведь энергия ума это нечто ценнейшее. Она имеет особое, высокое предназначение служить богообщению. Ей надлежит быть собранной и слитой воедино с нашим духом и направляться в духовное пространство на непосредственную встречу с Богом, сущим в Духе. Но это как раз и невозможно осуществить через словесную молитву. Сразу по трем причинам, которые мы уже знаем и повторим.


Во-первых. Пока умственная энергия сосредоточена в районе головы, она не может соединиться с духом человека, место обитания которого совсем в другом районе — в сердце духовном. Во-вторых. Ум при словесной молитве движется только прямолинейно и, выйдя из тела, теряет свои силы.


И третье. Ум в таком своем состоянии обращается не напрямую к живому Богу, а к представляемому нами образу, которой мы создаем в своем воображении и помещаем где-то во внешнем пространстве: или в удалении, или, как на невидимом экране, прямо перед глазами.


Именно по этим причинам молитва словесная считается бесплодной. К тому же она бывает и опасной. Но об этом в следующей беседе. А теперь мы подведем итоги.


Наше внимание по преимуществу, как в повседневной жизни, так и при молитве словесного уровня, направлено вовне. Наш ум воспринимает мир посредством органов чувств, и, через них же, внимание рассеивается на предметах и явлениях внешнего мира. В результате ум наш, а через это и сама душа оказываются растворенными в окружающем нас мире. Такое состояние ума не позволяет ему войти в реальное богообщение, установить живую связь с Богом, достичь духовного созерцания. Тем более единения с Богом Духом.


Отсюда выясняются наши задачи. Необходимо движение ума перенаправить, развернуть его в обратном направлении — к себе. Когда я обращаю мысленный взор свой к сердцу, туда же стягивается внимание ума. Вместо рассеянности, оно оказывается собранным. И собранным внутри. И именно в духовном сердце. А потому соединенным в сердце с духом. Теперь уже не через органы чувств, которые рассеивают ум, а прямо из сердца, где собран одухотворенный ум, возможно направить его к Богу. И после этого наш ум уже не в мире растворен, но начинает растворяться в Боге.