Познание Бога в смирении. Cхиархимандрит Эмилиан (Вафидис)

Cхиархимандрит Эмилиан (Вафидис) (1934-2019)



Бог – человек

Мы увидели, Кто есть Господь! Он Святой, но и я имею некое подобие с Ним – и я Божественен. Он простирал руку Свою веками, а затем сошел Сам и стал плотью. Давайте посмотрим на то, как это произошло.


Сам Господь вступил в трясину, чтобы вытащить из нее драгоценную жемчужину – обоженного человека, чтобы вновь и вновь явить нам Свою Божественную природу и открыть дорогу к богопознанию. Теперь Он явился не в символах, не на облаках, то есть не в тех образах, которые ранее прикрывали Его Божество. Напротив, Сам Сын Божий, одеяйся светом (Пс. 103:2), лично пришел к нам во плоти человеческой. Некогда Он сотворил человека по Божественному подобию. А теперь Бог стал человеком. Смелее поступок трудно себе вообразить. До этого момента Бог лишь искал пути, чтобы приходить к людям и чтобы люди могли по ним восходить к Богу.


Теперь же Господь не создает больше мостиков для такого хождения. Он приходит определенно и становится человеком, стоит в храме, как один из нас. Бог отказывается жить в Своей величественной славе, видя, как гибнут Его дети. Своей человеческой жизнью на земле Он открыл людям тайну Святой Троицы, ибо только став плотью, Он смог явить нам это. В смирении Он поднялся на Крест, умер и сошел во ад. Этот момент особенно важен для нас. Бог не остался на Небесах, Он дошел не только до земли, но спустился даже и до ада. Здесь Его униженность дошла до своей глубочайшей точки: Бог оказался на дне ада и оттуда простер руку всем – и тем, кто, отрекшись от Него, стал приносить жертвы языческим богам, и тем, кто любил Его при жизни. Он дал им руку, две руки, дабы любой страждущий смог ухватиться, и вытащил их из ада.


Теперь, возлюбленные мои, изменилось направление. Раньше Господь спускался. Мы видели Его там, внизу, в аду. Но после победы над диаволом человек вознесся на Небо, наша плоть вознеслась наверх, к Небесам. В Пятидесятницу мы приняли Святого Духа, Который с тех пор возводит нас к вершинам истинного богословия. Как говорит святой Василий Великий: «До небывалых высот возвеличился человек благодаря смирению». Сходит и умаляется Господь, человек же невиданно возвеличивается, достигает даже и до Неба. Но только если смирится. Конечно, Христос вознесся на Небо. Но Он постоянно шествует с нами рядом.


Он оставил нам Духа святости. Он дал нам и Божественное Причастие, которое дарует нам Его Тело. Божественный Христос причащается человеческой плоти, а богоносный человек во время Причащения устремляется к небывалым высотам. На земле Христос ходил в нашей с вами плоти. И Божественное Причащение – это Плоть и Кровь Христа. Поэтому и говорит Сын Божий, что кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12). Что значит возвысится? Это значит – дойдет до познания Бога. Речь идет не просто о славе, не просто о нашем перемещении на Небо и не о том, что Бог вытащит нас из грязи греха, но подразумевается, что отныне Дух Святой имеет возможность открывать все нашему сердцу, только бы мы были смиренными и преклоняли головы наши перед Богом. Так что, возлюбленные мои, в смирении Бог умаляет Себя и возвеличивает человека. Смирением мы возносимся ко Господу, познавая Его и Его пути.


Познание

В лице Христа и всего выше сказанного видно, что смирение не есть нечто, обособленное от Божественной природы, но является Его личным качеством. Без смирения Бог не был бы Богом. Что Он сказал? Я есмь сущий (Исх. 3:14). Он есть истина. Он есть Любовь. Если бы Он не был Любовью, то не был бы и Богом.


Так и я, будучи богом, без смирения стану бесом. Непременным качеством каждого христианина должно стать смирение. Мне необходимо вжиться в него и всегда чувствовать, что я живу в Боге и в смирении. Что такое смирение? Мы не будем беседовать на эту вечную тему сегодня. Повторим лишь слова одного святого: «Смирение – это одеяние Божества».


Для нас смирение – это признак христианской жизни и общения с Богом. И сколько в нас смирения, настолько открывается нам Господь. Конечно, всякие добродетели необходимы, но без смирения они ничто. Без смирения вам не помогут ни пост, ни молитва, ни любовь. Больше смирения – глубже познание Бога, и наоборот – чем глубже мы познаем Бога, тем более смиренными становимся.


Ведь что делает Бог, видя наше смирение? Он открывает нам глаза, чтобы мы познали Его и грядущее. Смирение вместе с молитвой одаряет нас присутствием Господа и радостным бытием. Жизнью такой радости, величественнее которой не бывает. Наша личная жизнь в смирении способствует нашему сильнейшему обожению. И чем более мы становимся святыми, тем лучше понимаем Господа. Во время молитвы, особенно Иисусовой, мы обнимаем все человечество словами: «Не только я, но и весь мир представляет одно целое с Богом». И в конце концов мы осознаем, что по Своему смирению Бог безгранично нам открывается. И сколь смиренно мы живем в Нем, с Ним и со святыми, читая Священное Писание и жития, столь явственно показывает нам Себя Господь. Нужно научиться доверять Богу. Следить не за тем, сколь успешно мы продвигаемся в познании Бога через ученые штудии, но за тем, удается ли нам стяжать дух смирения. И тогда Господь придет и подаст нам обол (мелкая монета). Ведь если человек не просит, то вы и не подумаете подать ему милостыню. Значит, дблжно просить.


А как иначе нам заявить о своей духовной нищете? Только в смирении и молитве. И тогда придет Бог и дарует нам богопознание, просвещающее и непреходящее общение с Собой. У людей две беды. Первая – мы часто чувствуем какую-то пустоту внутри себя. Сколько раз мы слышали, как кто-то говорит: «У меня как-то пусто внутри», или – «Я чувствую тяжесть, пустоту». Действительно, в человеческом сердце есть брешь, в которую собраны наши неразрешимые вопросы и проблемы. Все ученые исследования мира не заполнят ее. Мы выбиваемся изо всех сил, стараясь стать счастливыми и довольными. Пытаемся реализовать и утвердить свое «я», занять солидное положение в обществе, получить образование... но эта дыра внутри нас все растет и растет, и ничто не может заполнить ее, ибо это под силу только Богу. Наши сердца полны надежд и желаний, плохих и хороших. А в сердце – пустота. Оно не похоже на укрепленный и сильный город. Оно не высокий монастырь на вершине горы, куда спускается Бог, спускается слава Его и Его утешение. В сердце нашем бездна боли и пессимизма. Оно – наш ад и наша мука. Но не будем забывать, что и в ад спускался Господь. Поэтому в минуты, когда мы чувствуем себя потерянными, несчастными, отчаявшимися, грешными, неприкаянными, давайте скажем себе: «Разве не войдет Господь в мое сердце, в мой собственный ад?»


Не будем придаваться отчаянию, ибо отчаяние – от гордости. Оно самое большое восстание против Бога. Не поддадимся же отчаянию! Там, где наш ад, давайте окажемся и мы, давайте понесем там свой крест, как это сделал Господь. И Он найдет нас там оплакивающими свою судьбу и подтолкнет, как Адама: «Адам, где ты? Где ты, дитя Мое?» Мы очнемся от боли и увидим руку, которая хочет привести нас к богопознанию, хочет спуститься до дна нашей боли и переживания. Святая святых нашего сердца станет тем чертогом, о котором мы говорили, чертогом, который охраняли два херувима, и где был Господь. Наше сердце, дыра в нем, наши страдания и несчастья, наш греховный колодец пусть станет гробницей Христа, окруженной ангелами, охраняющими Тело Спасителя. Так встанут ангелы на стражу наших собственных гробниц, заключенных в наших сердцах, и воскресят нас. Итак, первая проблема решается, если мы мужественно будем переносить искушения, боли, мрачное настроение, будем терпеть. Если мы не отчаемся, то Господь придет.


Вторая проблема, особенно у нас, христиан, заключается в том, что мы быстро устаем. Да, быстро утомляемся мы, христиане, мы, желающие стать воинами Христовыми. Весь мир охотится за богатством и почестями без устали. Работает по двадцать четыре часа в сутки, чтобы занять положение получше в обществе. Не устает стремиться к удовольствиям, не устает искать греха. Мы же выбиваемся из сил, встав на путь к Богу. Устаем и забываемся, легко обольщаемся миром и делаемся абсолютно другими. Потом вдруг что-то происходит, и мы вновь вспоминаем о Боге. Даем обещания и немного погодя вновь о них забываем. И это повторяется вновь и вновь. Вот наша вторая проблема! Но сколько бы мы ни забывали Бога и ни вспоминали о Нем после, давайте в такие минуты скажем: «Господи, просвети мрак моего сердца. Господи, я забываю о Тебе. Ты же не забудь обо мне! Хотя мы должны были познать Тебя, но мы Тебя не знаем. Стремления наши, Господи, так многочисленны... Как нам быть, чтобы теперь узнать Тебя?» Все, что есть у нас, возлюбленные мои, прозаично, временно, страстно, тщеславно. Бог же дарует нам то, что приносит нам духовную пользу.


Обратим взор нашей души к нашему сердцу, и если оно уродливо и совращено, попросим Господа исправить его. Давайте вспомним, что Господь по природе Своей, как мы уже говорили, недосягаем и непостижим. Не будем же искушать себя, желая познать Бога в Его сущности. Это невозможно. Давайте попытаемся познать Его в Его смирении, терпящим нас, любящим, прощающим, попускающим нам делать зло. Он уважает нашу свободу: когда мы ругаем Его, Он нас – нет; когда убиваем, Он не трогает нас и пальцем; когда мы огорчаем Его, то сносит все.


Доверимся же Господу, Он знает, чем помочь нам. Ведь это Он сказал, да будет свет (Быт. 1:3) в хаосе, и появился свет! Такой же свет воссияет и в наших сердцах! Такова, возлюбленные мои, история человечества! Ведь что такое история человечества? Это грех. А также это Бог, вступивший в мир греха, дабы исхитить нас из греха. Вот весь Господь! Так познаем Бога! Он один способен, войдя в наш грех, не только не испачкаться, но и нас очистить. Не будем Его вынуждать постоянно повторять: Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? (Мих. 6:3) И несмотря на это, все, что бы ни случилось с нами, мы вменяем в вину Богу. А не лучше ли просто понять, что наши тела несут на себе отпечаток Божества, нуждаются в Нем, ищут Его и любят. Давайте осознаем, что Бог такой же, как и мы, а мы таковы, как Он, и являемся частичками Самого Бога. За всем кроется Господь: за грехом, равнодушием, безбожием, забвением, нашими суетными попечениями. Все эти огромные ширмы прячут от нас Бога. Но Он – за каждой из них. Что стоит Господу одним мановением разрушить такую ширму? Ничего. Сделает Он так и в сердце нашем, за которым, без сомнения, скрывается. Сделает, лишь бы мы сами неослабно этого хотели.