О внимательности как принципе духовной жизни. Иерей Георгий Максимов

Иерей Георгий Максимов


В сегодняшнем евангельском чтении Господь призывает нас быть бдительными в духовной жизни и указывает, что тот раб, который теряет эту бдительность, начинает впадать в различные грехи и таким образом теряет свое спасение. Думаю, мы все это знаем по опыту, потому что очень многие грехи мы совершаем по невнимательности. Редко бывает, чтобы воцерковленный христианин, искренне верующий в Господа, сознательно решил совершить какое-то зло. Конечно, такие падения случаются, но все-таки, слава Богу, нечасто. А значительная масса грехов – это грехи, которые мы позволяем себе, во-первых, в силу дурного навыка, укоренившегося на протяжении многих лет неверующей жизни, а во-вторых, из-за того, что мы рассеянны умом и не имеем бдительности, к которой призывает нас Господь. То есть, внутреннего трезвения и устремления взора нашего ума на Бога.


О необходимости внимательности к своим мыслям и чувствам много раз говорит Слово Божие: «Внимай себе; да не будет в сердце твоем тайного слова беззаконного» (Втор. 15:9), «Будь осторожен и весьма внимателен» (Сир. 13:16), «Внимайте себе» (Деян. 20:28).


Как вы знаете, всякий грех начинается с мысли или чувства и именно на этом этапе легче всего его победить. Просто отсечь молитвой и волей. Если же дать пришедшей греховной мысли или чувству место, то вскоре они породят греховное желание, которое, в свою очередь, приведет к греху действием. На каждом следующем этапе победить грех все сложнее. Так в чем практически состоит внимательная жизнь? В том, чтобы рассматривать через призму закона Христова приходящие к нам мысли и чувства, а также рождающиеся в нас пожелания. И отсекать все, противное Его святым заповедям. Конечно, нам, как людям, живущим в миру и несовершенным в духовной жизни, вряд ли будет возможно сразу же отслеживать и взвешивать каждый помысел, но, по крайней мере, мы можем начать с тех, что приводят нас к тем или иным решениям. А также с тех, которые связаны с особенно терзающими нас греховными страстями.


Преподобный Паисий Святогорец приводил наглядный пример: «Если ты знаешь, что за дверью твоей кельи живет змея, то не станешь выходить наружу беспечно. Ты будешь осторожно открывать дверь, осматриваться – нет ли змеи, чтобы она тебя не ужалила». Имея такую бдительность мы можем уберечь себя от множества грехов, и в целом наше внутреннее состояние будет намного чище, мы станем свободнее и устремленнее к Богу, более собранными. Потому что, конечно, в обычном для многих современных людей рассредоточенном и расхлябанном состоянии добиться спасения вряд ли возможно. Но иметь такую неослабную внимательность мы можем стяжать только когда ум наш устремлен ко Христу, когда мы помним о Нем, о Его святой воле и о Его страшном суде.


В сегодняшнем евангельском чтении как раз указывается, что тот раб, который предпочел забыть о своем господине, потерял бодрствование и впал в грехи. Бог всегда рядом, Он все видит и все знает, ничего не забывает и за все с нас спросит. Будем же напоминать себе об этом и учиться внимательной жизни!


Источник