О молитве. Старец Фаддей Витовницкий


Старец Фаддей Витовницкий (1914-2003) 


«Когда я послушником пришел в монастырь Мильково, мне дали четки и научили меня, как надо молиться. И как мне показали, так я и делал. Я полностью отдался Иисусовой молитве. Я думал, что у меня осталось лишь пять лет жизни и что не стоит тратить их попусту. Так я решил искать свой путь к Богу. В скором времени, именно вследствие этой полной преданности Богу и искренней тоски по Богу, меня озарила Божественная благодать, которая в моей душе оставила неописуемую радость и спокойствие. Слушаю сердце и слышу внутри: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Стараюсь вспомнить какие-то вещи и события из прошлого, но не получается; все мои мысли погружены в какое-то неописуемое спокойствие, а во всем моем существе царит какая-то несказанная радость и печаль по Богу».


Из книги : «Мир и радость в Духе Святом: Старец Фаддей Витовницкий»


Сердце должно отделиться от своих внутренних желаний. Нужно исторгнуть из него все земные планы и желания. Нужно всё исторгнуть, соединиться с Господом, просить у него помощи, смириться – и он очистит вас. Внутренняя молитва – вот самый великий труд, который может совершать человек. В ней душа очищается, чтобы принять божественный огонь и непрерывно молиться о Духе Святом. Дух Святой должен сойти в ваше сердце, чтобы губительная мудрость мира сего больше не могла его заполнить.


На молитве человек должен чувствовать, что он один на один с Богом, что больше никого нет на свете, только Бог и он.


Молиться нужно сердцем: в сердце концентрируются все силы ума, и Господь – Бог сердца. Он – центр всего живого, он движет жизнью и не нужно искать его где-то далеко. Он здесь и ждёт, что мы примем его и поверим ему.


«Непрестанно молитесь», — заповедал апостол. Внутренняя молитва — вот самый великий труд, который может совершать человек. Потому что наш враг — сила мысленная — знает, что в молитве человек сердцем и чувствами приближается к Богу, а духи злобы стараются привязать человека к земным предметам.


В молитве, прежде всего, необходимо внимание, молитва без внимания ничего не стоит. Но если молитва совсем оставлена, тогда еще труднее. Значит, необходим труд!


Святые отцы постоянно просили Господа, чтобы Он избавил их от рассеянности на молитве, а мы постоянно думаем о чем-то постороннем.


Ко всякому делу нужно приступать с мыслью о Боге. А враг непрестанно отвлекает наш ум (рассеивает) воспоминаниями о том, где мы когда-то были, что делали, что слышали, начиная с детства; враг комбинирует эти мысли, и мы думаем, что это все наше. У него целая опись нашей жизни — все, что мы делали, как поступали… Они не знают наших внутренних мыслей, но видят образ души. Поэтому нам необходимо огромное усилие, чтобы сердцем приблизиться к Господу и не разлучаться с Ним. Это — трудовая молитва.


Кроме трудовой, существует благодатная молитва. Она обретается как дар от Господа. Видя наш труд, видя, что мы всем своим существом хотим соединиться с Ним, отвергая от себя все мирские желания, Он постепенно очищает нас от мирских забот, от привязанности к земным вещам, приводит душу к смирению и простоте. И душа уже не принимает к сердцу обид; что бы ни происходило, она спокойна, говоря: «Так должно быть». Это значит, что душа очищается, чтобы принять Божественный огонь и непрерывно молиться в Духе Святом».


Из видео беседы


Сколько бы не был человек здоров физически, все равно имеет недостатки. Не может быть ни одного совершенного существа, без недостатков. Ни одно существо не совершенно. Совершенный – один Бог. С Богом и мы можем быть совершенными. А без Него не можем. Потому что Он – любовь, Весь – любовь. Когда обратимся к Нему сердцем, — и вот нам – помощь сразу.


— Как нам спасаться в окружающем нас мире, человеческом и материальном, как открыть наше сердце и искренне обратиться к Богу?


— Нужно упражняться. И молитва – тоже упражнение. Когда человек постоянно творит молитву, это само собой переходит в навык, и тогда творит ее по навыку, молитву. Когда повторяем слова, приходит чувство, о котором пишут святые отцы, творившие умную молитву, многие святые отцы. Если постоянно повторять что-либо, то это становится частью нашей природы. Также и с молитвой. Многие в начале получили «безплатную» Благодать. И все они, кто обращается от сердца к Господу умной молитвой, — она в свое время становится постоянной, она в тебе сама идет… молитва.


И от этого такая радость и некий мир, кои не от сего мира. И те мир и тишину, что получаешь.., — потом опять теряешь… А благодатная молитва – она несказанная радость… да…


— Могли бы Вы дать нам некоторые советы по молитве? Какие молитвы? Как их говорить, где их говорить?


— Святые отцы говорят об Иисусовой молитве, что всякому нужно упражняться в ней. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Если будем упражняться в ней ежедневно, сами на себе чувствуем благодать Божию. Когда она начнет совершаться сама, без твоей воли и желания, и придет в навык, когда ее произносишь, то – невероятная Божественная сила с нами. И чувствуешь мир и радость. Радость несказанную, и сам изумляешься, что это такое… Все тебе мило, все хорошо. На что ни посмотришь – все святое. Все, до чего не дотронешься – все святое. И это – Божественная благодать, которая дается человеку, это не зависит ни от нашей воли, ни от наших желаний, ни от чего. Она сама собой идет… как некий двигатель, без остановки. Человек живет, а у него непрестанно радость неописуемая. Радуется… что бы не увидел, — все в радость. Как вот преподобный Серафим Саровский, он всем, кого видел, — говорил: «Радость моя!»


И от непрестанной Божественной благодати радуется, когда видит Божественную силу во всякой душе, без разницы – в детстве ли, или в старости. И для него это – Божественная энергия и невероятная радость.


Источник