О чётках (Часть 1). Иеромонах Серафим (Параманов)

Название "чётки", согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая, таким образом, приспособление для счёта – нитку бус или ремень с узлами – для счета молитв и поклонов. Кожаные чётки называются – лестовка. Внешне чётки представляют ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых "бабочек" (или иной вариант – "бобочек"). Лестовка по своему назначению совпадает с чётками, служа также для счета молитв и поклонов; она сохранилась в обиходе староверов и единоверцев [1], хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей Церкви. На некоторых изображениях (например, на известной иконе моления на камне) в руке преподобного Серафима видна именно лестовка. По церковному преданию, прототипом лестовки послужила вервица – веревочная петля с навязанными на ней узлами, служившая для отсчета числа Иисусовых молитв. Поэтому другое ее название – чётки, то есть приспособление для отсчета. Введены чётки в обиход еще святым Василием Великим (по иным источникам – Пахомием Великим и даже святым Антонием, но в любом случае – очень давно, в первые века христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения – ни практического, ни символического – они не имели. У нас же, на Руси, вервица превратилась в лестовку – лестницу на небо. Ее части – ступени – так и называются: "земля", "небо"; все части получили важное символическое значение; из простого приспособления для счета вервица превратилась в важнейший инструмент молитвы.


Старообрядческие чётки лестовки


Лестовка представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дермантиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых "бобочками". Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три "великих" ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. "Великими" ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от "земли" до первой великой ступени – 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно – 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Иисуса Христа. До третьей великой ступени – 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до "неба" идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных "лапостка" (лапоска, иногда – ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка – евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки – семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолить в течение дня. Это практическое значение передвижек – отсчет количества отмоленных лестовок – в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.


Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. "богородичные лестовки". Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение.


Старинные старообрядческие чётки лестовки


Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных староообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа [2]. С историей старообрядчества в Семеновском крае (Нижегородская область) связаны два старинных ремесла, каждое из которых имеет свою историю. Исключительно старообрядческим промыслом может считаться сейчас забытый лестовочный промысел. Он, несомненно, появился вместе с появлением раскола в 1667 году, а может быть, и ранее.


Выделкой лестовок, или монашеских четок, в старообрядческих общинах в г. Семеново занималось небольшое количество семей, всего 10-15, не более, труд оставался чисто кустарным. Основным материалом для изготовления лестовок служила кожа местной выработки "юфтя", а на валики шла обыкновенная бумага. Украшением служили различные вышивки, начиная от разноцветной пряжи, бисера и кончая золотом. Интересно, что назначение лестовок самое разнообразное. Ими пользовались не только при чтении молитв. Например, при венчании у бракующихся в руках обязательно должны быть чётки, при этом использовались самые красивые и дорогие. Многие раскольники подавали лестовки вместе с разной милостыней – деньгами, хлебом, вещами и т. п. Старцы скитов с ними обычно не расставались ни на минуту, лестовки им служили и орудием наказания "белиц" вместо плеток. (Кто читал замечательную повесть "Богомолье" И. Шмелева, может вспомнить, какой трепет вызывала у мальчика кожаная лестовка в руках суровой бабушки...) Существовали также траурные чётки. Весь кустарный лестовочный промысел в г. Семенове поддерживал купец-благотворитель Николай Александрович Бугров. Он скупал их в большом количестве и раздавал всем последователям "его веры", т.е. беглопоповцам. Часть лестовок расходилась на месте по купцам-благотворителям, часть продавалась в Нижнем Новгороде, в Городце и на Нижегородской ярмарке. Сейчас с этим забытым промыслом можно познакомиться в Семеновском государственном историко-художественном музее [3].


В духовной практике Православной Церкви, как отмечает современный автор (иеромонах Лонгин), нет строгого правила, как молиться на чётках. Основная молитва, которой молятся на чётках, – Иисусова молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного" или более короткие формы, самая короткая из которых – "Господи, помилуй мя". В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы, для как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае чётки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума. Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на чётках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать "Отче наш", или "Богородице Дево, радуйся", или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.



Молитва с чётками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.


"Когда новопостриженному монаху вручаются чётки, то произносятся следующие слова...: "приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; помилуй мя, грешнаго". Здесь используется изречение из Священного Писания, слова апостола Павла (см. Еф. 6, 17), придающие чёткам некое символическое значение: в данном случае они называются "мечом духовным". И это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол Павел и относил эти слова не к чёткам, не к молитве Иисусовой, а к силе христианской проповеди, которая и является "духовным мечом". Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Противоречия здесь никакого нет: действительно, чётки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом – молитвой Иисусовой, знают, что в ней мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной участи, но и в момент духовной брани, восстания на нас демонов поражаем их ею как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врагов и сами наносим удары. Поэтому очень уместно, разумно, что чётки, вручаемые новопостриженному, символически названы духовным мечом.


Опираясь на это уже существующее в церковном обряде сравнение, мы можем дерзнуть отыскать и другие слова, изречения, повествования Священного Писания, с которыми ассоциируется это удивительное святоотеческое изобретение – чётки.


Прежде всего, чётки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. Мф. 21, 12 и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, который предназначался для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели – это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски – бич от вервий (Ин. 2:15), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Вы знаете, что иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только "святое" и "святая святых" (то, что в наших храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, чётки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, и ассоциация эта, мне кажется, имеет довольно серьезное обоснование, потому что, молясь, мы действительно прогоняем из своего сердца, из своей души "торгующих" – всевозможную нечистоту – "скот", под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла, – это храм Божий (см. 1 Кор. 3, 16-17).


Чётки также напоминают нам о притче Спасителя о сеятеле (Мф. 13:3-9). Растению, выросшему на каменистой почве, не имевшему корня и увядшему от солнечного жара, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием, можно уподобить неправильную, неразумную молитву, от которой человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная молитва (Иисусова) можно сравнить со стократным плодоношением. И действительно, чётки имеют в себе сто узлов, в чем как бы содержится намек на то, что если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, которое приложим.


Все эти сравнения, связанные с внешним видом чёток, нужны нам для того, чтобы возбудить в себе ревность к занятию Иисусовой молитвой. Можно также найти некое сходство чёток – их узлов, которые между собой соединены, – с Христовыми узами, наложенными на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконный суд, на страдание и позорную смерть – распятие. Поэтому, занимаясь молитвой Иисусовой, мы должны с сокрушением вспоминать страдания Спасителя, по крайней мере стараясь подражать Его смирению, проявленному в те страшные страстные дни. И поскольку чётки увенчиваются изображением креста, то, скорее всего, это сравнение не напрасно и не искусственно, оно помогает понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, изобретенном святыми отцами. Апостол Павел говорит: прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (Гал. 6:17). Конечно, под язвами Господа Иисуса имеется в виду крест, который апостол Павел, как и всякий христианин, носил на себе. И на чётках мы также видим изображение креста, то есть язв Господа Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, которая также часть нашего тела), мы не должны заниматься никакими прочими трудами, кроме единого угождения Господу, и в особенности, Иисусовой молитвы. Это первое и самое важнейшее дело, а прочее, труды да никтоже ми дает, потому что все остальное напрасно, ненужно или, в лучшем случае, второстепенно. Таким образом, и само устройство чёток в виде связанных узлов, напоминающих нам об узах Христа, и крест, венчающий чётки, должны напоминать нам о Христовом смирении, с которым мы должны совершать это великое делание ума, делание Иисусовой молитвы.


Наконец, крест оканчивается кистью – так называемым "воскрилием", четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. И, безусловно, в данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться успешной и достигнуть своей цели, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей. Но, кроме того, эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя. ...Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (См. Мф. 21-22). И по вере своей она получила просимое, т. е., едва прикоснувшись к краю ризы Господа, а именно – к кончику воскрилия, исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться к этому воскрилию с верой, подобно кровоточивой жене.


Может показаться, что все это лишь внешние, искусственно привлеченные образы, в действительности не имеющие отношения к такому простому устройству – чёткам, но, даже если исторически это появилось в результате стечения каких-то внешних обстоятельств, ничего случайного в Церкви быть не может. И потому рассуждение о том, что прикосновение к кисти, которая имеется на чётках, символизирует как бы невидимое прикосновение ума к краю ризы Христовой, к благодати Божией, – также не является натянутым и искусственным. Мы видим, что чётки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае – с вечностью. Апостол Павел говорит: Видимое временно, а невидимое вечно (2Кор. 4:18). И чётки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Еще раз перечислю: во-первых, чётки – это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.


Отношение к чёткам должно быть благоговейное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов" [4].



[1.] Полный Православный богословский энциклопедический словарь в 2-х т. Т. 2. Без даты.


[2.] Печатается по изданию: "Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря". М., Церковь, 1996.


[3.] Нижегородский Интернет-справочник "Культурный туризм",


[4.] Игумен Авраам, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбург. Материал размещен на сайте монастыря по адресу:


[5.] Монах Борис. Наставления в молитве Иисусовой. Православная жизнь. №9 (620) Сентябрь, 2001.


[6.] Епископ Диоклийский Каллис (Уэр). Сила Имени. "ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ", № 1 (8), 1999. Размещено по адресу:


[7.] Епископ Диоклийский Калист (Уэр). Сила Имени. "ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ", № 1 (8), 1999. Размещено по адресу:


[8.] Источник: British Medical Journal, 2001.


[9.] Епископ Дноклийский Каллист (Уэр). Внутреннее Царство. Киев, 2003.


[10.] Цит. по материалам,размещенным на сайте Ново-Тихвинского женского монастыря (Екатеринбург):


[11.]http://dearfriend.narod.ru/books/other/kosma/94.html


[12.] Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Перевод с новогреческого Сергея Говоруна Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2001. Макет, оформление, иллюстрации.


Продолжение