Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни (Начальная чистота) Новиков Н.М.


Начальная чистота


Но чтобы, облекшись во всеоружие и встав на тропу духовной войны, победить в ней, необходима начальная военная подготовка. А для этого нам нужно прежде всего знать, как собрать себя. Надо понять, что такое: войти внутрь себя. Только после этого, после вхождения во внутренняя своя, может реально начаться внутренняя жизнь человека. И уже только на этой основе зарождается жизнь духовная. Но никак иначе. Очевидно и то, что, не начав жизнь духовную, невозможно и помышлять о начале реальной духовной брани.


Итак, зачатие духовной жизни христианина возможно только в пределах уже обустроенной жизни внутренней. Но не прежде. Человек не растение. Плод зачинается только внутри. Никогда снаружи. Первое дело, говорит свт. Феофан Затворник, «в производстве покаяния — есть войти в себя».


Какова же действительность? На деле далеко не все из тех, кто провел годы в монастыре, даже из тех, кто принял постриг, приступают к внутренней жизни. Не всякий инок задумывается над тем, что значит войти в себя. Тем более те, кто подвизается среди мира. Множество добропорядочных воцерковленных христиан полностью остаются во власти жизни чисто внешней.


А что из себя представляет такой человек, не собравшийся, не вошедший в себя? Его состояние довольно точно передают выражения, которыми пользуются в быту. Например, говорится: «он еще не пришел в себя», то есть как бы без сознания остается. Или, как говорят: «человек находится не в себе», то есть он не вполне нормален. Вот именно, это и есть наше обычное состояние, когда мы находимся вне себя, живем жизнью внешней.


Это и есть ненормальное, бессознательное существование человека, не вполне осознавшего себя носителем образа Божия. Оно и называется в аскетике нижеестественным, или противоестественным.


Можно вспомнить притчу о блудном сыне, который духовно погибал и погиб бы, если бы не пришел в себя, как буквально и говорит Писание: в себе же пришед, рече...


Что же он рече? Аз гладом гиблю, то есть умираю от голода. От голода духовного. Этот голод есть результат того, что заблудший, отиде на страну далече, то есть выйдя из себя, утратил связь со своим Отцом. А в таком состоянии, когда человек находится вне богообщения, духовная жизнь отмирает. Как и говорит об этом Сам Отец: сын мой сей мертв бе.


Многие из читавших при. Исаака Сирина не потрудились задуматься над тем, что означают его слова: «еже со-брати себе во едино место». Многие, даже из иноков, недооценивают, недопонимают тот факт, что, пока человек пребывает вне себя, а не внутри, нет никакой возможности для зачатия в душе жизни духовной.


А это значит, что нет возможности у человека стяжать умно-сердечную молитву. А это несчастье. Несчастье, потому что к сердечной молитве, по евангельскому идеалу, призван каждый христианин. Не одни исихасты, не только схимники, отшельники и скитяне, но каждый христианин. Хотя очень многим хотелось бы думать иначе.


Но Евангелие учит, что спасение наше заключается в единении с Господом. А оно достижимо при условии обновления нашего ветхого естества, что, в свою очередь, невозможно без очищения сердца от греховных страстей. Каково значение этой чистоты для нашего спасения, видим в Новом Завете: Спасенные... будут ходить во свете в Небесном Иерусалиме, но не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи.


Надо ли пояснять, что от нечистоты, мерзости и лжи нашего сердца нет иных путей избавления, помимо внутреннего подвига, что для внутреннего очищения нам недостаточно внешних добродетелей. Недостаточно даже участия в Таинствах Церкви. Сами Таинства не в силах помочь, когда нам недостает чистоты. Дары благодати не удержать в оскверненном сосуде.


Так и говорит о причащении Святых Тайн при. Симеон Новый Богослов: «Имиже оживляется и обожается всяк ядый же и пияй чистым сердцем». О чистоте сердечной здесь сказано как о необходимом условии для оживления нашего духа и обожения нашего естества благодатью Евхаристии.


Здесь мы, конечно, ведем речь не о чистоте совершенных, достигших бесстрастного состояния, а о чистоте начальной, той, что необходима всякому христианину, приступающему ко Святой Чаше. Дабы сердце наше могло «оживляться и обоживаться» по мере его очищения постоянным умно-сердечным трезвением и покаянием.


Такое учение о внутренней чистоте — это учение библейское: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота. И это учение Самого Спасителя. Одно только внешнее делание уподобляет нас гробом повапленым, которые внутри полны всякия нечистоты. Горе вам, — говорит Спаситель, — когда очищаете внешнее... Очисти прежде внутреннее! От сердца бо исходят помышления злая, и сия суть сквернящая человека.


Горе нам. Потому что, оставаясь окрашенными гробами с неочищенным сердцем, которое далече отстоит от Христа, мы лишаемся той благой части, то есть блаженной участи, которую избрала Мария Вифанская. Той части, которая, как сказано, не отнимется у нее. То есть останется с ней в жизни вечной. Как и при. Исаак Сирин говорит о чистоте сердца: «коль скоро достигнем ее, не отнимется уже у нас чистота».


Так что благая часть Марии — это блаженная участь в вечности: Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея. И это единственное, что требуется: Иисус рече ей: ...едино же есть на потребу.


Иначе обстоит дело с участью Марфы. Служение Марфы — это символ внешнего подвига. И служение это преходяще, оно имеет временное значение. Это только подготовка к внутренней жизни. В отличие от благой части Марии, то есть благодатного подвига, часть Марфы — это деятельный подвиг. И он отнимется у нее. В том смысле, что завершится, как только земная трапеза подойдет к концу. Деяния внешние не имеют продления в вечности.


Часть Марфы не названа благой, и часть эта отъемлема. Все это потому, что внешний деятельный подвиг сам по себе недостаточен, чтобы приуготовить душу к вечной и блаженной участи. Недостаточен, если не оплодотворится подвигом внутренним.


Спастись означает очистить сердце от страстей, проделать внутреннюю работу. А сердцевину этого внутреннего подвига составляет умное делание молитвы сердечной. Этому учит нас Новый Завет, это подробно объясняют святые отцы, в частности в Добротолюбии. Например, при. Симеон Новый Богослов.


Поскольку, пишет он, помышления злая, которые сквернят человека, исходят от сердца, то там, в сердце, и подобает хранить внимание ума. Кто этого не делает, тот «не может стать чист сердцем, чтобы сподобиться зреть Бога... не может быть нищ духом, не может ни плакать, ни быть кротким, ни алкать, ни жаждать правды, не станет милостивым или миротворцем, не может перенести гонение за правду. И нет возможности стяжать добродетели иным путем, кроме сего [умно-сердечного] внимания».


Источник