«Может ли мирянин творить молитву Иисусову? Отрывок из беседы с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом


Хотелось бы задать Вам вопрос об Иисусовой молитве. Что должен помнить мирянин, который творит ее? И может ли мирянин творить Иисусову молитву?


Может ли мирянин творить Иисусову молитву? И может, и должен!


– Конечно, может и должен. Я вспоминаю слова святителя Симеона Солунского, он жил в XV веке. Он пишет, что Иисусову молитву творили все христиане. У нас какое-то отстранение произошло. «Иисусова молитва? Нет, только монахи!» Это утверждение абсолютно не соответствует опыту Церкви. А я сам с этим сталкивался. Вспоминаю свою молодость. К сожалению, у нас тогда не было столько святоотеческой литературы, как сейчас, и невозможно было общаться с опытными священнослужителями. Моя молодость – это город Воронеж. Тогда там со священнослужителями и не поговоришь, да и они мало знали. А сейчас всё богатое наследие благодаря замечательным сайтам «Православие.ру» и другим доступно. И я всегда говорю своим знакомым на их сетования, мол, «у нас нет возможности»: «А вы в интернет заходите?» – «Заходим». – «Так заходите на такие сайты, которые будут давать вам плоды Духа Святого. Заходите на сайт “Православие.ру”. Там вы всё необходимое для спасения найдете». Мы растем как зернышки. Это древо, которое не только принесло цветы, но благоухающие плоды принесло. Я вспоминаю таких замечательных батюшек, не буду их имена называть, их много…


Так вот, когда я был еще студентом, некий священнослужитель, такой мирской, увидел у меня четки (а мне подарил один батюшка четки) и спрашивает: «А зачем тебе четки?» – «Молитву творить». – «Да ты что?! Это же монашеская привилегия. Нет-нет, сними, это не нужно тебе». Я тогда пришел к другому священнику, он меня успокоил: «Ты четки просто никому не показывай, но пускай они у тебя будут».

Иисусову молитву мы творим, как афонские монахи, в сокращенном варианте: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Для новоначальных она удобна. Потому что пока ее полную прочитаешь – уже рассеешься. Есть и еще более сокращенная Иисусова молитва: «Господи, помилуй». Творишь ее в состоянии искушения или когда тебе сосредоточиться совсем невозможно. Не «Отче наш», не полную Иисусову молитву, а только «Господи, помилуй». И все те же методы, как в обычной молитве. Основа та же: внимание, благоговение, покаяние. «Помилуй мя» – и добавляем: «грешнаго». Чтобы человек чувствовал свою греховность по природе.


Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: мы должны чувствовать, что вся наша природа человеческая поражена болезнью. И эта болезнь страшнее, чем рак, чем СПИД. Эта болезнь называется «грех». И вся наша природа грехом пропитана. И даже все наши добродетели – это бочка, где мед с дегтем перемешан. Для того чтобы понять это, попробуйте после Литургии провести «разбор полетов»: сколько времени вы были в состоянии сосредоточения и сколько – в состоянии рассеянности. А ведь мы должны Богу полностью предстоять. Значит – это уже не ложка дегтя. Значит, в нашей молитве много больше дегтя намешано.


А главным должно быть желание покаяния и неосуждения. Неосуждения в широком плане. Стараться человека пожалеть и посочувствовать ему, когда он находится в неестественном состоянии. А неестественным состоянием мы называем состояние греха, погруженности в него. Этого «завели», и он разгневался; этот хохочет; тот еще что-то. Молись за этих людей: «Господи, помоги». Каждый из нас – это икона, образ. Но как в советские годы на иконах рисовали что-то другое или просто их закрашивали, такие и мы. Рисунок другой. Но мы знаем, что первичный рисунок совсем не тот.


Источник