Ключевой вопрос об Иисусовой молитве. Солохин М.В.


Выпускник физического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова.

Проживает при Храме в Московской области.


Чем полезно регулярное повторение Иисусовой молитвы в течении дня?

Какую пользу оно приносит, если произносится механически, без внимания к словам молитвы?


Истинное назначение человеческого ума это непрестанная молитва к Богу. Ведь Бог единственный, кто слышит наши мысли, и потому Он естественный собеседник нашего ума. Когда ум занят чем-либо кроме молитвы, он уклоняется от своего истинного предназначения. Святые непрестанно обращаются к Богу, вопрошая Его обо всех своих делах и во всём действуют так, как Бог им повелевает. Если принять такое состояние ума за норму, но привычное для нас размышление о делах это извращение: вместо того, чтобы просто спросить Бога, человек пытается найти самостоятельное решение. В наказание за такое неправильное устроение ума является Бог попускает человеку блуждать в греховных помыслах, что и приводит нас в рабство греховных страстей.


Непрестанное повторение Иисусовой молитвы это костыль, который позволяет уму, извратившему свой путь и отвыкшему от предстояния Богу, сделать хоть что-то богоугодное.

Польза этого упражнения, как ни странно, обусловлена сопротивлением дьявола, который неимоверно боится Бога и самого имени Божия, и потому яростно противится всякой попытке человека приступить к этому упражнению. Дьявольское сопротивление делает невозможным чисто механическое, не требующее усилий повторение молитвы. Чтобы "чисто механически" повторять Иисусову молитву, человеку приходится постоянно прикладывать усилие ума. И ум таким образом мало-помалу начинает возвращаться к своему естественному состоянию непрестанной молитвы к Богу.


Первый плод, который получает ум человека, усердно занимающегося Иисусовой молитвой — он на опыте узнаёт, что существует духовный мир, который оказывает влияние на его мысли и на его судьбу. Что существует дьявол, и насколько он хитёр и коварен, и насколько сильно боится он имени Господа. От редко молящегося христианина дьявол скрывается, чтобы не спровоцировать его лишний раз на молитву, а постоянно молящийся христианин вынуждает дьявола обнаружить себя и шаг за шагом раскрыть свои сильные и слабые стороны. Таким образом, на первом же шаге человек получает уникальное и жизненно важное знание, скрытое от обычных людей.


Снова и снова нечаянно теряя молитву несмотря на твёрдое намерение продолжать, снова и снова возобновляя молитву вопреки противодействию дьявола, человек волей-неволей начинает уделять имени Господа какое-то внимание. По мере нарастания внимания возрастает и сила молитвы, молитва начинает конкретно влиять на судьбу молящегося, неожиданным для него самого образом устраивая его дела и разрешая проблемы. Так человек знакомится с благодатным действием Бога и начинает опытно познавать Его присутствие и действие в мире. Вера в Иисуса Христа вдруг получает экспериментальные подтверждения и мало-помалу начинает крепнуть. А по мере возрастания веры возрастает и внимание к словам молитвы. Человек начинает пока ещё смутно, но уже понимать, почему дьявол так сильно боится даже чисто механического повторения имени Господа. По мере нарастания внимания усиливается и действие молитвы, а вместе с тем и Господь всё более явственно отвечает молящемуся, шаг за шагом направляя его судьбу в угодном Ему направлении.

Всё это постепенно, исподволь располагает ум к молитве, и вот наконец ум начинает совершать попытки напрямую обраться к Господу, вернувшись в то естественное состояние непрестанной молитвы, ради которого он и был создан.


В сущности, сказанное выше относится не только к молитве.

Именно таким образом -- через повторение определенных словесных конструкций -- человек осваивает любой дискурс, любой стиль мышления. Внимательно слушая лектора, учащийся где-то в глубине ума непроизвольно повторяет то, что слышит. Но по-настоящему освоить услышанное можно лишь снова и снова возвращаясь к нему самостоятельно, снова проговаривая услышанное на разные лады, "переводя" его на свой внутренний язык чтобы связать с ранее усвоенными и ставшими уже привычными дискурсами. И во всех таких делах большое значение имеет Бессознательное (то есть, "духи" -- если говорить о том же в ином дискурсе), его реакция на наши слова. Повторяя на разные лады те или иные слова, человек мало-помалу усваивает их духовное содержание, налаживает каналы связи с теми духами, которые приняли когда-то участие в формировании этих слов. Такую же роль может играть и любая сознательная деятельность -- чтение и перечитывание книги, компьютерная игра, рисование и созерцание образов, преобразования формул и всякого рода вычисления, наконец, и практические действия -- дела милосердия или, например, повторение упражнений ("форм") ушу. Всё это ни что иное как практические приёмы установления контакта с тем или иным духом.


В этом же самом состоит и смысл повторения Иисусовой молитвы: усвоение человеком Святого Духа, от которого мы и узнали эти священные слова.


Источник