Из "Пастырские встречи. Ииисусова молитва". Иеромонах Лука (Ауле), насельник Сретенского монастыря


«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Восемь слов, в которых заключено Евангелие. Это наше исповедание веры во Христа и наше покаяние. Молитва Иисусова – это генератор, который бесконечно вырабатывает Божественную благодать. Как ей научиться, как не терять внимание в разговоре с Господом, проговаривать молитву вслух или молиться в тишине? Иеромонах Лука (Ауле), насельник Сретенского монастыря, на Пастырских встречах отвечает на эти вопросы.


– Отец Лука, что такое «делание Иисусовой молитвы»?


– Все очень просто. Иисусова молитва очень краткая и в целом она передает содержание всего Евангелия. Мы исповедуем Иисуса Христа Богом и Спасителем нашей жизни и каемся пред Ним в наших грехах, и желаем исправления. Эта молитва отражает все Евангелие: «Господи Иисусе Христе – это исповедание Бога, – Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Сами нечистые, когда их вопрошали святые отцы о том, чего они больше всего боятся, говорили, что – Иисусовой молитвы. А все потому, что творить ее нужно очень быстро, и нечистые не успевают рассеять помыслами делание. Но нечистые мешают, когда мы молитву начинаем творить машинально и не прилагаем ума к словам. Такая молитва называется оскверненной.


– Как не рассеиваться на молитве и как научиться вниманию?


– Первый дар в молитве Иисусовой – это дар внимания. Он приходит в уме, потому что именно умом, этой чистейшей частью нашей души, мы молимся Богу, и, соответственно, в уме у нас формируется эта концентрация внимания. Что такое внимание? Это не рассеянность различными помыслами, которые приходят к нам от четырех сторон: от нашего естества, от нашего разума, от воспоминаний нашей памяти в разумной силе, от ангела и от худого, скажем так, от нечистого. Он тоже может нас осквернять этими помыслами и нам их внушать. Наш ум привыкает к вниманию. Каким образом? Просто нужно заниматься молитвенным деланием и прежде всего акцентировать свой ум на словах молитвы, заключать ум в слова молитвы. У человека рождается покаянный дух, сердце начинает сострадать тому, что оно слышит в своем уме. Когда сердце сострадает, начинается плач покаяния о себе как о падшем грешнике. Когда человек начинает такое делание, его ум укрепляется и получает некий навык внимания. Этот дар Божий приходит не сразу, но он приходит к тем, кто деланием занимается постоянно. Можно практиковать подобное делание, например, когда у вас какое-нибудь нехорошее состояние духа. Например, вы раздражаетесь или осуждаете, захлестывает вас зависть к успехам вашего ближнего или, например, когда вы унываете. Этот дух может прийти отовсюду, от всего. Враг вас ежедневно, ежесекундно хочет погубить. Поэтому надо всегда за собой следить и следить прежде всего за мыслями. Основное делание христианина – следить за своим сердцем и за тем, чтобы ум не расхищался.


Основное делание христианина – следить за своим сердцем  и за тем, чтобы ум не расхищался


Сама молитва Иисусова – это генератор, который бесконечно вырабатывает Божественную благодать, которой мы движемся, спасаемся и исцеляем свои грехом поврежденные души.


– Читать молитву Иисусову можно молча, про себя?


– Святые отцы учили так: «Хотя бы шепотом, но проговаривайте эти молитвы». И если у вас совершенно нет такой возможности, то, конечно, молитесь про себя. Например, если мы едем в транспорте или находимся там, где много людей, и будем молиться про себя, надо прилагать ум и не забывать то, что мы молимся. А если у вас есть возможность, то хотя бы шепотом творите молитву Иисусову.


– Можно ли совмещать Иисусову молитву с делами мирскими? Например, я знаю человека, который ходит заниматься в спортзал и в это время про себя читает Иисусову молитву.


– Это уже у человека высший пилотаж, насколько я понимаю, – ходить в спортзал и еще молитву творить. Я думаю, худого ничего не будет, если вы действительно будете творить молитву при ваших житейских делах. И я думаю, что молитва вам даже сразу поможет отойти от чего-то неправильного и направит на правильный поток, на правильное размышление.


Читал у Оптинских старцев такую историю. У одного человека жила птица, которая научилась говорить, а так как этот человек постоянно шептал молитву Иисусову, то эта птица тоже постоянно ее произносила. И когда на эту птицу налетела большая птица и схватила ее, маленькая птица произнесла Иисусову молитву, и тогда большая птица отпустила маленькую и улетела.


– Как заставить себя быть дисциплинированным, собранным в молитве, отстать от лени и как укротить в себе гнев?


– Это, конечно, вопрос очень интересный и очень сложный. Как таковые эти страсти – лень и гнев – принадлежат раздражительной силе. Постом и молитвой ослабляются действия страстей в человеке. И, в частности, когда приходят в порядок наш разум и наши желания, раздражительная сила приходит в некое спокойствие. Но как нам привести в порядок разумную и желательную силу? Прежде всего, с помощью поста, который мы время от времени не любим. Когда мы прилагаем молитву к молитве, она помогает нам сконцентрировать ум на общении с Богом. Мы начинаем действительно молиться и перестаем гневаться.


– Если расхищается ум на другие мысли, сколько и как должно читать Иисусову молитву?


– Иисусова молитва – это есть творчество из творчеств и искусство из искусств, как об этом говорят святые отцы. Здесь и ваше должно быть творчество с рассуждением, и обязательно должен быть совет с вашим духовным отцом. Я думаю, каждый приобщался молитвы Иисусовой в той или иной степени и, наверное, каждый проходил определенные этапы. Например, этап страхования в молитве, когда человек начинает бояться, то есть начинает молиться Иисусовой молитвой и ему делается страшно – это страхование. Святые отцы успокаивают и говорят, что такие этапы нужно преодолевать, благословляясь у своего духовного отца, терпя подобные искушения, исповедуя их, и главное – не оставляя это делание. Определенные этапы роста в молитве неминуемо будут сопровождаться какими-то скорбями и искушениями. Как говорил батюшка Серафим Саровский, книги деланию не научат, в нем нужна практика. Поэтому, сколько бы мы ни читали, но, если мы с вами не будем практиковаться, движения как такового у нас не будет.


Иисусова молитва – это есть творчество из творчеств и искусство из искусств


Источник