Из духовных писем. Преподобный Серафим Глинский (Романцов)


Преподобный Серафим Глинский (Романцов) (1885–1976)


Мир вам и спасение от Господа! 

С великой любовью своего братского сердца пишу вам, дорогие матери и сестры, и все остальные. Не скучайте, а живите терпеливо и всякую скорбь переносите усердно, главное же – читайте Иисусову молитву. Ум заключайте в словах молитвы. В этой молитве мое с вами духовное соединение, мой дух соединяется с вашим духом, и вам будет от этого радостно. Питайте на Господа надежду, что увидимся с вами, если не в этой жизни, то в будущей. Скорби терпите безропотно и усердно, одна другую утешайте и дружеский союз не нарушайте, и Господь будет вас утешать Своей Божественной любовью. И вот вам теперь спасительное дело и Богу угодное – живите совместно, друг перед другом отсекайте свою волю и несите свой труд кому что Бог благословил, и в то же время усердно упражняйтесь в делании Иисусовой молитвы. Хорошо пожить вместе как можно побольше, а главное – навыкнуть Иисусовой молитве, паче и смирению, которое дается Богом за послушание. Тогда не будет страшно нигде: ни в мире, ни в утробе земли. Вы еще духовно-юные, а таковым святые отцы запрещают великие подвиги. За большое не беритесь, а малого не оставляйте. Смиряйте себя ниже всех и читайте Иисусову молитву постоянно. Я вам благословляю. В этом обрящете вечную жизнь.


Напрасно некоторые сестры унывают и безмерно скорбят, так, что по-видимому теряют и надежду спасения, по причине своего пребывания в городе. Нет сомнения, что трудно там хранить чистым сердце свое и содержать трезвенный ум, потому что соблазны отовсюду окружают вас, как вода рыбу, живущую в глубинах морских. При всем том имеем свидетельство святых отцов, что когда мы пребываем в мире, по сложившимся обстоятельствам нашего положения, то рука Божия покрывает нас, чтобы не хулилось ради нас имя Божие. И если внимательно присмотритесь к течению своей жизни, то сие самое увидите на самом деле. Потому дерзайте, стойте и мужайтесь, находясь в огне обстоятельных искушений, восстающих на нас со стороны мира, плоти и диавола. Знайте, что сильнее Господа Иисуса нет никого ни на небе, ни на земле. Он сотворит с вами победу, и никто не устоит против Его Всемогущей силы, только старайтесь всегда призывать Его Пресвятейшее Имя, страшное для всякой твари – видимой и невидимой. Не оставляйте Иисусовой молитвы, а если и оставите на день, два и больше, то пришедши в себя, опять начинайте снова. Если кто находится в заботах и делах, но скорбит, что забывает [о молитве], и старается, тому никто не может повредить. Тем более, кто носит внутри персей своих Царя царей и Господа Всемогущего, – тот легко и без трудов попрет и сокрушит всю силу вражью, всякого врага и диавола. Занятие Иисусовой молитвой – это великая тайна Божия мало кому известная, особенно в нынешнее время, вообще скудное духовной жизнью. Как ей научиться? Трудись, молись, была бы охота и ревность – дело выйдет, но только [надо] узнать ее необходимые принадлежности, без коих она неполезна. Это, прежде всего, смиренное о себе всегда мудрование и сокрушение о грехах своих, сердце многоболезнующее, плачущее, чающее Христова утешения. Молитва должна исходить от покойных чувств и глубокого сознания своей греховности, и своей перед Богом всегдашней виновности. Это для молитвы ограда – дом, почва, на которой она только и может произрастать для нашего спасения. Заметь сие крепко и держись неуклонно всю свою жизнь.


Молитва Иисусова составляет самую жизнь души нашей, утоляет ее вечную жажду. Она наполняет нас светом, радостию, блаженством, собирает воедино расточенный по лицу земли мысли наши, освящает чувства, вливает бодрость в наши желания и стремления и увлекает на путь Божественной жизни. Ведь если мы в сей временной жизни не обратим к духовному своих душевных сил и не приучим их держаться в едином чистом устремлении перед лицом Божиим, то в будущей жизни не можем быть в должном отношении к Богу. Между тем, на небе без молитвы быть нельзя. Не обучившись же ей здесь, на земле, откуда возьмем ее там, на небе? И заменить ее нельзя ничем. Она требует своего собственного, личного исключительного делания, неотъемлемого и ей единой принадлежащего. Всего более старайтесь и молите Бога, чтобы узреть себя худшими всех человек, чтобы видеть свое растленное греховное состояние и иметь сокрушение и печальное сердце. Это высокое состояние, без этого спасение не созиждется. Без смирения – учат святые отцы, – никто не войдет в Чертог Небесного Царствия. Высоки там своды – да узки врата.


Молитва Иисусова очищает наш ум от суетных помыслов, освящает сердце, внося в него Божественную жизнь, поселяет любовь к Богу и ближнему, и соединяет нас с Богом. С.


Источник