Из беседы со студентами МДА "Богословие и Пастырство" Митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса)


Ваше Высокопреосвященство, позвольте Вас спросить, как Вы молились, будучи студентом, иначе говоря, как Вам удалось пройти стадию «холодной молитвы» и дойти до сердечной умной молитвы? Каким образом достигается последняя, и как преодолевается период богооставлености в молитве?


Я не могу утверждать, что владею молитвой, но я понял, как она совершается. В юности я молился, участвуя в церковных богослужениях. Впоследствии, я попытался научиться умной молитве.


В душе человека действуют два вида энергий: одна из них разумная, другая умная. Богослужение Церкви — разумное служение, потому что совершается путем логики, разума. Одновременно, мы подвизаемся в развитии умной энергии души для достижения умной молитвы.


По великой Своей милости Господь послал мне преподавателей, научивших меня богословию святого Григория Паламы. Однако, познав теорию, необходимо осуществлять ее на практике. С помощью моего профессора Панайотиса Христу я стал чаще посещать Святую Гору Афон, работал в библиотеках афонских монастырей и впоследствии участвовал в выпуске критического издания творений святителя Григория Паламы. Во время моего пребывания на Афоне, мне предоставилась уникальная возможность научиться Иисусовой молитве путем общения с духоносными монахами Святой Горы.


В моей жизни был такой период, когда я, отправляясь на Афон, совсем не желал работать в библиотеках и посещать монастырские музеи. Я просил каждого монаха, которого встречал на своем пути, поведать мне об умной молитве. Таким образом, я встретил в своей жизни многих старцев: Паисия, Ефрема Катунакского, Ефрема, игумена монастыря Филофей, и других монахов, живших на Святой Горе. Я ничем у них не интересовался, кроме Иисусовой молитвы. И, по правде сказать, научился многому.


Затем в Англии, в монастыре святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс я познакомился со старцем Софронием (Сахаровым). Имея большой духовный опыт и обладая даром Иисусовой молитвы, он неразрывно связывал умное дело с Богословием. Старец очень помог мне в духовной жизни.


Конечно, Господь больше всего помогает тем, кто пытается подвизаться в молитве. У митрополита Антония Сурожского (Блюма) есть одна очень хорошая книга «Молитва и жизнь». Святые Отцы единогласно не только советуют читать о молитве, но и учиться таковой. Если утром посвящать небольшое время молитве, пусть даже краткой «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», а также вечером и в течении дня, например, во время ходьбы или в пути, то можно, в конце концов, познать многое о молитве.


Приведу пример, чтобы вам было легче понять, как научиться молиться. Молитва Богу суть выражение любви. Кто любит Бога, тот Его помнит и молится. Когда мать любит своего ребенка, то постоянно думает о нем. Также парень, влюбленный в девушку, всегда мыслит о своей возлюбленной. Как не следует объяснять, что такое любовь, и учить неким упражнениям постижения оной, так и не нуждается в подробных инструкциях тот, кто любит Бога и постоянно пребывает своими помыслами в Нем. Когда подвижник держит молитву в уме, то в один прекрасный день она может перейти в его сердце, став сердечной умной молитвой.


Помните тот случай, когда Христос повстречал двух учеников по дороге в Еммаус? Они были разочарованы тем, что произошло в ту неделю в Иерусалиме. Господь предстал им как незнакомец и сказал: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» Один из них ответил Ему: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» Тогда Христос сделал вид, что не понял и спросил: «О чем вы?... И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Тогда возгорелось сердце учеников и затем «они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам по дороге и когда изъяснял нам Писание?» Эта теплота сердца суть любовь человека к Богу и таким образом осуществляется молитва. Апостолы «удержали Его, говоря: останься с нами... и когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них». (Лк 24, 13-33)


В действительности этот путь символически означает Божественную литургию. В начале Литургии мы слышим слово Божие, внимая чтению отрывков из Апостола и Евангелия, и возгорается сердце наше. Затем мы совершаем Таинство Евхаристии и причащаемся Тела и Крови Христа. Это показывает как в духовной жизни мы от бед и горестей может дойти до видения Бога, от слышания Слова перейти к Его созерцанию.


Эта дорога является также и символическим образом перехода молитвенного состояния из ума в сердце. Внутри человеческого сердца существует духовный жертвенник, на котором совершается Божественная литургия. Это знаете и вы. Я возрадовался, когда узнал, что преподобный Сергий Радонежский, который почитается здесь в Лавре и по всей России, принял благословение от святого Патриарха Константинопольского Филофея (Коккиноса), который, в свою очередь, был другом и последователем святителя Григория Паламы. Мы видим, как живой опыт исихазма переносится в Россию и другие страны.


Это мой вам ответ. Если кто-то хочет более подробно остановиться на этой теме, может задать другой вопрос.


Насколько широко известны богословские труды русских Отцов в греческой и западноевропейской теологической среде? В какой мере используются творения современных русских богословов в Греции?


У всех православных единая традиция и все помогают друг другу. Мы все члены Церкви, мы принадлежим одной Церкви. Святитель Григорий Палама говорит, что Церковь — Мать, кормящая грудью своих детей. Одна грудь — это таинство Крещения, другая — Причастие Святых Христовых Тайн. Следовательно, нас питает единый источник, посредством которого мы возрастаем в Православии.


Многие книги русских богословов были переведены на греческий. Я окончил университет в 1968 году. Когда сдавал экзамен по нравственному богословию, то готовился по книге Николая Бердяева «О назначении человека», тем самым я хорошо изучил Бердяева, и это помогло мне успешно закончить университет и получить диплом. Также я прочитал много книг Ф. Достоевского. «Братья Карамазовы» — последний, один из самых ярких романов писателя, в котором поднимается дилемма свободы и успеха.


В начале моего священнического пути я участвовал в одной конференции, на которой выступал румынский богослов о. Думитру Станилое. На меня произвела большое впечатление тема «Богословие дара», с которой он выступал. Отец Думитру представил мир как Божий дар, и эта мысль настолько повлияла на мое мировоззрение, что я часто использую ее в своих проповедях.


А также большую помощь оказывают труды богословов русского рассеяния. Например, книга Павла Евдокимова «Борьба с Богом» или «Мистическое богословие» Владимира Лосского. Это очень значимые труды. Большой вклад в развитие богословия внес отец Георгий Флоровский, считающийся одним из самых выдающихся богословов двадцатого века.


Я полагаю, что русских богословов Парижской школы можно сопоставить со Святыми Отцами четвертого века по значимости их вклада в православное богословие. Как Отцы тогда, превосходно изучив греческую философию, использовали ее инструментарий для того, чтобы, основываясь на евангельском откровении, дать ответ философам, противостоящим христианству, так и богословы русского рассеяния, в свою очередь, исследовав западное мировоззрение, схоластицизм Римско-Католической Церкви, морализм протестантов, проблематику агностиков и атеистов в Европе попытались ответить на вызовы западно-европейской цивилизации и принести в нее свет Православия, руководствуясь учением Святых Отцов Церкви.


Как в Греции, так и в западном мире большое впечатление на людей произвела книга неизвестного автора «Откровенные рассказы странника». А также были переведены многие книги о русских святых, аскетах, например, о преподобном Серафиме Саровском, святом Амвросие Оптинском, святителе Луке (Войно-Ясенецком) и др.


Я получил большую духовную пользу, прочитав книгу старца Софрония о святом Силуане. Сам архимандрит Софроний очень сильно помог мне в духовной жизни. Будучи студентом, я читал много святоотеческой литературы. На Афоне я встречал старцев-аскетов, однако они не знали богословского учения Святых Отцов, которых я читал. Позже, став священнослужителем, столкнулся с тем, что внутри Церкви имеются нестроения, непонимание между клириками, и я испытал «богословский» шок. Иначе говоря, я знал замечательных преподавателей теологов, монахов и священнослужителей, но не встретил того, кто объединял бы в своей личности эти три харизмы — богословия, монашества и пастырства. Я молился внутри себя: «Боже мой, где мне найти того, кто будет одновременно богословом, исихастом-аскетом Святой Горы и добрым пастырем в миру?» И нашел искомое в старце Софронии.


Я вам рассказал это для того, чтобы показать, что выше своей национальной принадлежности я ставлю православие, над Грецией поставляю Церковь и Святых Отцов на вершине горы греческой философии. Я духовно родился под воздействием жизни и учения русских, румынских, греческих православных старцев. Насколько мне известно, в России сейчас тоже переводятся книги современных старцев Греции и Святой Горы Афон, например, старцев Паисия и Порфирия. Многие люди, читая их, получают духовную пользу и большое утешение. Также переводятся и мои книги.


Мы с вами братья. Нас могут разделять языки, но у нас единый язык сердца, который есть любовь. И я очень хочу выучить этот язык, который самый сложный в мире. Можно освоить десять языков гораздо легче, чем язык сердца — богословский язык Отцов Церкви, исихастов, настоящих духоносных старцев.


Если опыт молитвы приводит нас к верному богословию, то как можно объяснить пример Евагрия Понтийского, творения которого входят в Добротолюбие? Он был осужден Церковью, но его поучения о молитве находятся в Добротолюбии.


Действительно, умная молитва приводит к видению Бога, и это Боговидение способствует правильному богословию. Говоря об умной молитве, имеем ввиду не только разумную молитву, но молитву совершаемую в уме, когда он опускается в сердце после того, как сердце очистится от страстей. Иногда, по Божьему промыслу, умная молитва приводит к видению нетварного света, и тогда человек становится настоящим богословом.


То, что Вы спрашиваете о Евагрии Понтийском, нуждается в пояснении. А именно, почему несмотря на то, что его аскетические труды вошли в Добротолюбие, Церковь осудила его творения?


Известно, что Евагрий, по утверждению отца Георгия Флоровского, находился под влиянием Оригена, отцов Каппадокийцев и монашеской пустынножительной традиции того времени. Действительно, его христология и эсхатология оказались неверными, но что касается монашеских поучений о страстях и помыслах, Евагрий отражает аскетическое предание Отцов пустыни.


То было трудное время, когда еще многие вероучительные определения не выкристаллизовались путем синодального обсуждения, и, к тому же, нам не известно, какого молитвенного уровня достиг Евагрий. Может быть, он описал опыт других знакомых ему монахов, не имея своего собственного опыта видения нетварного света? Христианина утверждает в правильном богословствовании не столько молитва, сколько Боговидение. Святой Никодим Святогорец называет Евагрия «мудрым и ученым мужем». В конце концов его аскетические поучения были приняты Церковью и повлияли на преподобных Максима Исповедника, Иоанна Лествичника и на других отцов. К тому же имеется сопоставление его трудов с текстами преподобного Нила.


Раз мы коснулись этой темы, хочу заострить ваше внимание на том, что молитва не может быть единственным нашим деланием в Церкви. Например, можно преуспеть в молитве, но не участвовать в церковной жизни, в особенности в Таинстве Божественной Евхаристии. Являясь центром церковной жизни, Божественная Евхаристия соединяется с молитвой.


Святитель Григорий Палама боролся как против массалиан, превозносивших молитву в ущерб Таинствам Церкви, так и против Варлаама, ставившего акцент на Таинствах, игнорируя исихастскую традицию. Необходимо, чтобы Божественная Евхаристия неразрывно соединялась с умной молитвой. Ни исихазм, ни мистическая жизнь в Таинствах не могут ни замещать, ни существовать в отрыве друг от друга.


Некоторые теологи на Западе переводили поучения об умной молитве в Добротолюбии в отрыве от церковного предания и Таинства Божественной Евхаристии. Значение умной молитвы оказалось сильно преувеличенным и поэтому неверно понятым. Добротолюбие предполагает всю полноту церковной православной жизни и, конечно, не упраздняет участие в Божественной Евхаристии. Иначе говоря, Литургия есть основа духовной жизни, питающая молитву, которая, в свою очередь, очищает ум человека, чтобы он мог исполниться духом Божественной Литургии.


Умная молитва является плодом евхаристического опыта, а также способствует его приобретению. В Добротолюбии объясняется метод и образ молитвы, но она не должна твориться в отрыве от церковного богословия и Божественной Литургии.


Я знал таких афонских монахов, которые в течение всего дня могли молиться, но не имели ощущения церковной жизни, жили обособленно от братии и отделяли себя от Православной Церкви. Такой образ жития может вводить в гордость. В таком состоянии человеку может являться дьявол в образе ангела света.


Бывает так, что монахи, изрядно упражняющиеся в молитве, могут впасть в прелесть. Речь не идет о том, чтобы только творить Иисусову молитву. Подытоживая вышесказанное, хочу подчеркнуть, что умная молитва есть дар, который дается и действует внутри Церкви. В книге «Откровенные рассказы одного странника» паломник молился Иисусовой молитвой, но вместе с тем нашел духовника, исповедался и причастился Святых Христовых Тайн. Целью духовной жизни служит умная молитва не сама по себе, но жизнь Церкви и приобретение церковного благочестия. Центр духовной жизни — Божественная Литургия и Христос, предлагаемый нам для нашего спасения.


Один студент однажды поведал мне: «Я творю три тысячи Иисусовых молитв в день». Я ответил: «Молодец, хорошо делаешь. Но ты ходишь в Церковь?». Он ответил: «Нет». Я снова спросил его: «Исповедуешься?» — «Нет». — «Причащаешься Святых Христовых Тайн?» — «Редко». В конце концов, я сказал ему: «Тогда тебе молитва сильно не поможет».


Таким образом, нам следует придавать большее значение тому, что цель духовной жизни состоит в том, чтобы мы сочетались со Христом в Церкви, причащаясь Его Святых Тайн  в Таинстве Божественной Евхаристии, и подвизались духовно. Все Таинства должны совершаться в совокупности с Божественной Литургией. Можно сказать, что умная молитва и даже Боговидение существовали уже в Ветхом Завете, но тогда еще не воплотилось Слово Божие, и, соответственно, не было Божественной Литургии и причастия Святых Христовых Тайн.


В деле послушания духовнику кого лучше слушаться, священника в миру или монашествующего пастыря? Предположим, что священник не находится в прелести, но духовного молитвенного опыта не имеет. К чему может привести послушание такому духовнику и что должен делать человек, находясь в состоянии духовного поиска и являясь духовным чадом подобного духовного отца?


Духовник — это тот человек, который может наставлять христианина на его пути к обожению. Послушание не есть самоцель, оно необходимо для достижения обожения.


Святые Отцы говорят о трех стадиях духовной жизни. Очищение сердца от страстей, просвещение ума и обожение.


Очищение сердца от страстей — первая ступенька духовной жизни. Затем следует просвещение ума и обожение. Согласно учению преподобного Максима Исповедника, три степени духовной жизни связаны с тремя степенями священства. Дьякон помогает людям освободиться от страстей, приводит их к иерею, который способствует очищению ума, затем священник подводит паству к епископу, задача которого состоит в наставлении людей на пути к обожению.


Я наблюдал в эти дни, проведенные у вас, что на то место в храме, где будет стоять епископ, вы кладете круглый коврик, на котором изображен орел. В чем смысл этого? Епископ — богослов по образу Христа и Его преемников-апостолов, поэтому он опытно пережил Пятидесятницу, которая является личным переживанием нетварного света.


Как я упомянул в начале, Церковь является духовной лечебницей. В больницах для лечения телесных заболеваний имеются медсестры, врачи, доктора-профессора и административный персонал. Подобную структуру мы наблюдаем и в Церкви. Мы чувствуем себя больными и вначале нуждаемся в низшем медицинском персонале. По мере очищения сердца нам требуется врач, который специализируется на лечении той или иной болезни. Духовник помогает духовным чадам сначала приобрести смирение и послушание. Когда же он увидит, что его духовному чаду требуется уже то, что он не в состоянии дать, то предлагает пасомому обратиться к другому духовному отцу. То же самое происходит и в лечении телесных недугов. Когда пациент, обратившись к врачу с заболеванием, не может получить помощь от него из-за некомпетентности в этой области, тогда врач, не дожидаясь, пока пациент умрет у него на руках, передает его другому более опытному и компетентному врачу, находящемуся, например, в Москве или заграницей.


В духовной жизни все аналогично. Хорошо, когда у духовника есть духовный опыт, опираясь на который он может отличить тварное от нетварного, от Бога та или иная энергия или от лукавого. Однако когда духовные запросы христианина превышают то, что может дать духовный отец, опыта которого может быть недостаточно, тогда человек обращается к творениям святых Отцов, прибегает к молитве, и впоследствии сам Бог может взять на себя духовное руководство над ним. Он ему покажет образ спасения. Много раз христианин, сам того не ожидая, встретит на своем пути святых людей.


Так случилось в моей жизни. Были некоторые духовники, которые мне помогли в юности. В один прекрасный момент Господь открыл мне дорогу на Святую Гору Афон, увидев мое стремление к совершенствованию в духовной жизни. Но я желал еще большего, тогда Бог указал мне дорогу, и я встретил старца Софрония.


Помните эфиопа из Кандакии в Деяниях святых Апостолов, который шел в Иерусалим на поклонение? Сидя в своей колеснице, он читал пророка Исаию. Тогда «дух сказал Филиппу: подойди и пристань к этой колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня?» И Филипп не только наставил его, но и крестил (Деяния 8, 26-40).


Если мы предадим наше сердце Богу, тогда Он пошлет нам соответствующих наставников. А если не находится подобающий наставник, тогда Господь берет на Себя руководство нами.


Однажды у одного афонского монаха был старец, которому он помогал. И когда последний представился, то монах задумался: «Боже мой, что я буду делать без моего старца?» В отчаянии он возопил к Богу: «Господи, Ты обязан мне помочь». И Бог услышал его молитву, и помог ему.


Самое главное состоит в том, чтобы у нас была жажда Бога. Не сказано ли в заповедях блаженства: «Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся?» Те, которые алчут и жаждут Бога — насытятся. И не только насытятся, но возжелают еще больше.


 


Насколько монашеский образ жизни в богословии созерцания выше жизни в браке?


Когда человек приходит в Церковь и принимает таинство крещения, он ставит своей целью обожение. Обожение доступно для каждого человека, для каждого христианина. Это следует из последования крещения и всей духовной жизни.


Существует брак во Христе и девство во Христе. Если брак совершается не во Христе, он не спасает. И также девство без Христа не спасительно. Проблема не состоит в выборе брака или монашества, а в том, как будет жить человек во Христе и в Церкви.


Конечно, когда кто-либо является хорошим монахом, тогда ему предоставляется больше возможностей для спасения и достижения высокого уровня духовной жизни, потому что в браке нужно сосуществовать с другим человеком и тянуть лямку жизни вдвоем. Однако существует множество примеров, когда женатый человек достигал больших высот в духовной жизни, а монах оставался на низком духовном уровне.


Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что пророк Исаия был женат, но это не помешало ему достичь видения Бога. Поэтому я говорю, когда жаждешь Бога, то ничего тебе не помешает, ни брак, ни девство. Естественно, существуют степени созерцания и святости.


Отец Паисий сказал однажды, что у Бога своя арифметика. Наша математика не такая, как у Бога. Например, оценка «девять» для Бога может не быть отличной, в то время как «четыре» или «два» будет отлично (Прим. пер. В вузах Греции практикуется десятибалльная система, согласно которой самая низкая проходная оценка — пять баллов, от семи до восьми — хорошо, девять и десять — отлично). И затем старец пояснил притчей о талантах, что одному дал пять талантов, другому — два, третьему вовсе один, чтобы каждый из них их приумножил. Тот, кто получил пять, должен будет отдать десять, чтобы получить высший  балл. Если вышло девять вместо десяти, это не будет высокой оценкой. Другой, получивший два, обязан вернуть четыре, чтобы стать отличником. В этом случае, для Бога не «девять», а «четыре» — отлично. Поэтому, как мы видим, Божья оценка может отличаться от нашей.


Что бы ни делал христианин в жизни, надо делать это ради Христа. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что одни монахи превозносили отшельническое житие, другие общежительное. Для меня, поясняет преподобный Симеон, лучшее житие — это то, когда человек живет Христа ради, во славу Христа и согласно воле Божией.


Есть семейные люди, которые спасаются, попадают в рай, и монахи, которые не спасутся. Поэтому главное состоит в том, чтобы жить церковной жизнью, руководствоваться советами духовного отца о том, как нам поступать, и все, что делаем, делать для Бога.


Мой отец хотел стать монахом. Ушел в монастырь, за неделю до его пострига началась война с итальянцами, и отца призвали в армию. Игумен сказал ему, чтобы шел воевать, и если выживет и пожелает стать монахом, может вернуться в монастырь. Во время войны отец молился, часто причащался, и по окончании войны духовник ему дал наказ: «Ты должен жениться», и указал ему достойную девушку. Тот послушался и женился. Однажды он написал мне: «Если я и женился, то сделал это по двум причинам: во-первых, чтобы исполнить послушание духовного отца, во-вторых, чтобы иметь детей и заботиться о них». Он очень любил монахов, читал монашеские книги, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника. И мать моя жила по-монашески, постилась, молилась. Как-то раз я пришел домой и увидел, что она кладет земные поклоны и молится. У меня нет столько веры, сколько было у моих родителей. В духовной жизни они были более меня.


Моя мама последние пять лет своей жизни была прикована к постели и постоянно молилась Богу. Я спросил ее, жалуется ли она на что-нибудь. Она ответила: «Мне не на что жаловаться, да будет благословен Господь. Я недостойна его славить». И однако же она была тяжело больна.


Отец мой умер в больнице. Когда его привезли домой, я сел рядом с гробом, погладил его по лбу и произнес: «Почему ты ушел, не попрощавшись со мной? Столько лет мы хорошо жили вместе, и ты так внезапно ушел из жизни?». И он вдруг ответил мне: «Ладно, ничего страшного, ступай с Богом и до встречи».


Мои родители спаслись, я вот не знаю, спасусь ли. Поэтому прошу ваших молитв обо мне, чтобы не посрамить мне своих отца и мать, родивших и любивших меня.


Девство — благословенное Богом состояние, дающее человеку много возможностей высоко подняться в духовной жизни. Однако когда человек не использует их, он обрекает себя на неудачу. Но и брак благословляется Богом Таинством венчания, и христианин, исполняя волю Божью, может спастись. Все должно быть во Христе. Апостол Павел, говоря о браке и девстве, замечает: «Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор 7, 7).


Источник