"Исихаст. Практика молитвы Иисусовой" Часть 1. Монах Салафиил Филипьев

 


Посвящается нашему духовному дедушке, старцу Кириллу (Павлову), с упованием на его непрестанную молитву Иисусову


***



  Исихаст – тот, кто наедине с единым Богом беседует и постоянно Ему молится.

  (Монах Феофан. Афон, XIV век)


   Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

   (Иисусова молитва)


       I. А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?


       Этот труд обращён к тем, чья душа, слыша Божий призыв о непрестанной молитве, откликается на него.

       Это не теория, не размышления о молитве. Это руководство к действию, основанное на опыте наших современников, принадлежащих к живой традиции исихазма.

       Кто при слове исихазм чувствует себя наконец вернувшимся домой, чьи руки ни за что не хотели бы расставаться с чётками, чья душа обретает в Иисусовой молитве выход из всех тупиков, тот уже исихаст. Но встать на путь исихазма ещё не значит пройти по нему. Да и трудно идти одному, без единомышленников, без взаимной поддержки и совета.

       Эта книга-памятка словно пароль, словно пропуск к своим. Она являет и общий план действия, и устав, по которому можно сделать первые и последующие шаги на пути исихазма, ибо истина исихазма проста и ясна. Все многочисленные книги о молитве Иисусовой в конце концов сводятся к ней самой, то есть к тому, чтобы с покаянием и смирением начать молиться Спасителю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

       Иисусова молитва – сильнейшее оружие христиан, а данная книга – краткое опытное руководство по его применению.


       II. ИИСУСОВО ДЕЛАНИЕ


       Христианство – сердце сего бессердечного мира. Православие – сердце Христианства. Исихазм – сердце Православия.

       Чтобы практически встать на путь исихазма, нужно быть воцерковлённым чадом Единой и Единственной Православной Церкви Христовой.

       Слово «исихазм» происходит от греческого слова «исихия», то есть тишина, покой. Исихазм именуют также священным безмолвием. Практически исихазм состоит в занятии умным деланием, по-русски более точно называть это духовным деланием.

       Итак, исихазм – это духовное делание, сердцевиной которого является непрестанная молитва. Соборный разум Церкви выбрал для занятия непрестанной молитвой удобнейшую, краткую, глубокую и точную молитву Иисусову.

       Поскольку Иисусова молитва обращена к нашему Спасителю Христу, а умное делание по своей сути также исходит от Господа Иисуса, то исихазм правомерно называть Иисусовым деланием.


          III. ОТВЕТ ДАЁТ ИСИХАЗМ


       Исихазмом могут и должны заниматься и миряне, и монахи, и священники, и архиереи, ибо ко всем, без исключения, обращена заповедь: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5,17), кратко и ёмко выражающая все подобные призывы Священного Писания.

       Как выполнить эту заповедь? Как можно непрестанно молиться? Никогда не выходить из храма – невозможно. Выучить наизусть Псалтирь и непрестанно повторять её – мало кому по силам.

       Ответ даёт исихазм: учиться непрестанной молитве Иисусовой.

       Для принимающих монашество заповедь повторяется при пострижении. В момент вручения чёток постригающий говорит: «Приими, брате… меч духовный… ко всегдашней молитве Иисусове, всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердцы и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» («Чин пострижения в малую схиму»).

       А для чего нужно непрестанно молиться? Для чего нам исихазм?

       Если сказать кратко, то для того, чтобы всегда быть с Богом, обращаться к Нему, общаться с Ним. Он наш Спаситель. В Его руках наша жизнь. Потому в молитве Иисусовой мы приносим покаяние, прося Господа помиловать нас. Мы непрестанно взываем к Тому, Кто даёт нам прощение, исцеление, радость, покой, свободу и блаженство.


       IV. В ПОИСКАХ ИСИХАЗМА


       Откуда в наше время люди узнают об исихазме и молитве Иисусовой? Из книг, из проповедей, реже – из личного опыта собеседника.

       Душа человеческая откликается, в ней появляется живой интерес к исихазму. В это время человек старается получить как можно больше информации, беседовать со старцами, пробовать самостоятельно творить Иисусову молитву.

       Через некоторое время интерес может ослабеть.

       Кого-то могут озадачить отличающиеся друг от друга практические советы и наставления святых отцов. Здесь, как это ни печально, энциклопедичность некоторых фундаментальных пособий по молитве Иисусовой становится неожиданным препятствием на пути.

       Теоретичность современных богословских писаний и проповедей может испортить впечатление об исихазме, если за теорией не чувствуется живого опыта богослова или проповедника, а потому к ним не возникает доверия.

       Искатель непрестанной молитвы может услышать от знакомых верующих и даже от людей, облечённых священным саном, что Иисусовой молитвой заниматься опасно: можно впасть в прелесть или сойти с ума…

       Тогда наш искатель может отправиться в некоторые известные монастыри, и там перед ним, возможно, откроется загадочная картина: Иисусову молитву знают, не отрицают и даже хвалят, но… всерьёз ею не занимаются.

       Может прозвучать и такая отговорка: нельзя заниматься Иисусовой молитвой без руководителя.

       И тут искатель молитвы печально посмотрит на замученного делами приходского батюшку, вспомнит ещё двух-трёх подобных священников соседних приходов, вздохнёт и отложит чётки на неопределённое время.

       …Наш разговор с читателем мы, с Божией помощью, начинаем ради того, чтобы для тех, кто серьёзно заинтересуется непрестанной молитвой, такое «неопределённое время» никогда не наступило.


       V. ПОДХОДЯ К ВРАТАМ ИСИХАЗМА


       Нет нужды подробно останавливаться на аргументах против Иисусовой молитвы, наподобие «впадёшь в прелесть» или «сойдёшь с ума». Святые отцы объясняют, что причина прелести и сумасшествия – это гордость, самомнение, доверие бесовским помыслам, жизнь по страстям, а не молитва, не храм, не Христианство…

       Истинная молитва Иисусова, кроткая, покаянная, смиренная, наоборот, лучшая защита и лекарство от прелести, сумасшествия, страстности и бесовской одержимости.

       Более того, всё Православие пронизано исихазмом (смотри подробнее «Богообщение. Пять глав о непрестанной молитве» в книге: Инок Всеволод (Филипьев). «Святорусское откровение миру», 2005).

       Заострим внимание вот на чём: исихазмом нужно заниматься только серьёзно. Дабы принести благой плод, исихазм должен стать для человека делом всей жизни. А не так: один день помолился Иисусовой молитвой, на другой день помолился кое-как, а на третий – совсем не до этого…

       Есть таинственные врата, за которыми только и начинается страна исихазма, начинается настоящее Иисусово делание.

       Этими вратами является ежедневное правило молитвы Иисусовой.


       VI. ПРАВИЛО КАК НАЧАЛО


       Итак, у кого-то первые опыты молитвы Иисусовой весьма робкие. Кто-то, напротив, с помощью призывающей благодати всем существом своим входит в молитву. Например, один наш знакомый после прочтения книги об исихазме часами ходил с чётками по тёмному осеннему парку, твердя ставшую для него драгоценной молитву Иисусову.

       Со временем молитвенный порыв у многих иссякает бесследно или остаётся едва тлеющим.

       Границей между жизнью «до исихазма» и жизнью «в исихазме» является взятие на себя ежедневного правила Иисусовой молитвы с решимостью никогда, с помощью Божией, не отступать от него.

       С этого времени человек становится исихастом. И пусть это только начало, только «детский», ученический исихазм, но по своей сущности он составляет единое целое с самым настоящим исихазмом святых отцов.

       Принятие на себя ежедневного молитвенного правила для исихаста в чём-то подобно принятию крещения для христианина. Без этого не может быть положено начало новой духовной жизни.

       Чем же интересующийся исихазмом отличается от исихаста? Они по-разному отвечают на вопрос: «Что предпочесть: лекцию об исихазме или сам исихазм?» Интересующийся выбирает очередную, пусть и весьма увлекательную, лекцию. Исихаст выбирает… исихазм!

       С принятием ежедневного правила Иисусовой молитвы начинается дело, начинается труд. Тут-то и выясняется ещё одна причина, по которой многие останавливаются у границ исихазма либо, попробовав занятие Иисусовой молитвой, вскоре оставляют это делание. Исихазм требует соответствующего образа жизни, постоянства, терпения, самоотвержения, духовного труда. А трудиться – трудно…

       И что тут скажешь? Действительно – трудно. Только ведь нет другого пути к исполнению заповеди о непрестанной молитве, о постоянном Богообщении, об утешительном неумолкающем покаянии, о светлой духовной радости.


       VII. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИЛА


       Суть исихастского правила состоит в том, чтобы исполнять на деле заповедь о непрестанной молитве. На это нацелено всякое исихастское правило. Именно в живой непрестанной молитве заключается конечная цель. Можно сказать, что мы настолько исихасты, насколько много времени уделяем Иисусовой молитве.

       Молиться непрестанно – высшая цель. А начать можно с ежедневного правила любой продолжительности. Тут многое зависит от Промысла Божия о каждом человеке, от духовного уровня молящегося, от обстоятельств его жизни и, конечно же, от благодати Божией.

       Продолжительность молитвенного правила исчисляется количеством молитв или количеством времени, отводимого на молитву. Например, молитвенное правило может начинаться с тридцати Иисусовых молитв либо с десяти минут. И так далее. Правило может быть таким: пятьдесят, сто, тысяча, несколько тысяч Иисусовых молитв, либо оно может исполняться по времени тридцать минут, один час, несколько часов.

       Счёт по количеству молитв был более распространён в древности. Для этой цели использовались «чётки» разных видов: от камушков, засечек на посохе до верёвки с узлами. Современные чётки могут быть из разного материала и разной длины. Классическими можно назвать плетёные чётки на сто узелков.

       Поскольку молитвенные чётки освящены многовековой практикой и являются символом исихазма, то их имеют, носят и перебирают при молитве почти все исихасты, включая тех, кто меряет молитвенное правило временем.

       Измерение молитвенного правила определённым количеством времени также древняя практика.

       Исихасты измеряли время молитвы по движению солнца, луны, звёзд, с помощью песочных и солнечных часов, молились, пока горит лампада или свеча.


       VIII. КАКОЕ ПРАВИЛО ВЫБРАТЬ?


       В исихазме важно следовать традиции: старец – ученик. Вместе с тем молитва есть осуществление православного аскетического принципа соработничества Божественной благодати и человеческих усилий (по-гречески это называется «синергия»).

       Поэтому рассудительные старцы в ряде вопросов, связанных с молитвой, не навязывают своих безоговорочных требований, а разрешают начинающему молитвеннику допустимую свободу для приобретения личного опыта. Так поступал, например, старец Кирилл (Павлов). Эта свобода может распространяться, в частности, на первоначальный выбор молитвенного правила.

       Человеку нужно опытно попробовать ту или иную продолжительность ежедневного правила Иисусовой молитвы, дабы правило не оказалось, с одной стороны, непосильным, с другой – неоправданно коротким.

       Не следует спешить с окончательным выбором ежедневного правила, не полезно давать преждевременные обеты, ставя себя в необдуманно жёсткие рамки. Что хорошего, если, взяв правило выше сил, начинающий молитвенник не справится и разочаруется в исихазме?

       У кого-то, с Божией помощью, может быть, и получится взять сразу продолжительное ежедневное правило и твёрдо держаться его. Но зачастую борьба в этом деле идёт за каждую минуту, за каждую молитву.

       Один наш знакомый, живущий в миру, обременённый заботами и трудностями выживания, решился (!) взять ежедневное правило Иисусовой молитвы продолжительностью пятнадцать минут. Но спустя некоторое время был вынужден сократить правило до десяти минут.

       Началом ежедневного исихастского правила может стать сотница – сто Иисусовых молитв по чёткам. Впрочем, другой знакомый нам делатель молитвы в миру, периодически вычитывавший сотницу, при установлении ежедневного правила умышленно взял пятьдесят молитв Иисусовых с тем, чтобы пятьдесят читать обязательно, а сотницу – по возможности. Принцип, на котором основывался этот человек, разумен. Лучше установить несколько меньший объём правила и не отступать от него, чем, взяв большое правило, потом не всегда его исполнять. При посильном правиле есть возможность читать молитвы сверх установленного объёма.

       Более продолжительные правила, которые несут в том числе и миряне, составляют один час либо триста-пятьсот Иисусовых молитв.

       Чаще всего правило Иисусовой молитвы исполняется человеком в одиночестве, но возможно и совместное исполнение правила несколькими молящимися. Допустимо чередование: часть правила может быть исполнена совместно, а часть – в одиночку.

       Выбор между индивидуальным и общим исполнением правила связан, прежде всего, с психологическим типом личности: один человек не может сосредоточиться при совместной молитве, а другого она, наоборот, подбадривает и вдохновляет.

       Главным преимуществом индивидуальной молитвы является возможность достичь лучшей собранности, сосредоточенности, покаянного настроя. Достоинством общей Иисусовой молитвы является организованность: вместе легче не пропустить правило и не заснуть во время него.

       В миру общая Иисусова молитва возможна, если несколько членов семьи готовы исполнять исихастское правило. Прекрасно, если вместе со взрослыми будут молиться дети, сколько смогут.

       Для монашествующих общее правило Иисусовой молитвы возможно, если оно оговорено уставом. Когда в 1992 году я поступил в Валаамский монастырь, там совершалось (небольшое) общее правило Иисусовой молитвы в храме. Тёплое, благодатное впечатление от ежедневного совершения того правила сохранилось в душе на всю жизнь…

       В монастырях, где общее правило Иисусовой молитвы не оговорено уставом, оно может исполняться несколькими единомышленниками келейно.


       IX. СТЕНА, ОТДЕЛЯЮЩАЯ ОТ БОГА


       Прежде чем перейти к описанию индивидуального и общего правил Иисусовой молитвы, скажем об их важной составляющей.

       Перед началом правила очень полезно принести покаяние в грехах и помыслах прошедшего дня.

       Это покаяние не освобождает от открытия этих же грехов и помыслов в церковном таинстве Исповеди при свидетельстве священника. Но и при каждом личном принесении покаяния человек получает от Бога некоторое духовное очищение.

       Это можно условно сравнить с тем, что человек каждый раз перед едой моет руки (ежедневное личное исповедание перед молитвенным правилом), но через определённое время он обязательно моет и всего себя (обязательная полная церковная Исповедь).

       Лично исповедовав Богу грехи и помыслы, мы приступим к ежедневному молитвенному правилу с очищенной совестью. В противном случае наша духовная нечистота будет как стена закрывать от нас Бога.

       Иногда делатель молитвы долгое время терпит поражения на своём ежедневном правиле, не догадываясь, что ключом к молитве является предварительное покаяние, исповедь.

       Существует три основных варианта такой исповеди.

       Первый – записывать грехи и помыслы прошедшего дня. Это потом послужит основой для Исповеди в храме.

       Второй – добровольно исповедовать в беседе помыслы старцу или опытному единомышленнику. Этот вариант ценный, но редкий. Собственно этой цели и служит монастырский обычай ежедневного исповедания помыслов своему старцу или старице.

       Третий – после вступительных молитв ежедневного правила Иисусовой молитвы принести в душе покаяние в грехах и помыслах прошедшего дня. Этот способ может сочетаться с двумя другими.

       Итак, непосредственно перед началом правила Иисусовой молитвы очень полезно принести покаяние. А дальше сама Иисусова молитва будет живым непрестанным покаянием.


       X. ПОСЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРАВИЛА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ


       Индивидуальное правило Иисусовой молитвы может строиться следующим образом.


       1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй (12). Слава и ныне. Приидите, поклонимся.

       2. Личная исповедь грехов и помыслов минувшего дня перед Богом.

       3. Чтение молитвы о даровании молитвы:

       «Молитвами Пресвятой Богородицы, Архангела молитвы Салафиила, молитвами (имя старца, духовного руководителя или сотаинника в молитве), даруй мне, Господи, молитву Иисусову: покаянную, непрестанную, умную, сердечную, самодвижную, чистую, спасительную. Да всегда молюсь Тебе: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)».

       4. Чтение Иисусовой молитвы по времени или по количеству (по чёткам).

       5. Достойно есть. Слава и ныне. Господи, помилуй (3). Благослови: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.


       Совершая основную часть ежедневного молитвенного правила (пункт 4), нежелательно чередовать Иисусову молитву с какой-либо иной молитвой, например с «Отче наш», «Богородице Дево» и другими. Лучше не нарушать монолитности правила Иисусовой молитвы и не вставлять другие молитвы на десятках, сотнях и так далее.

       Это способствует достижению поставленной цели: сжиться с изначально выбранной нами молитвой Иисусовой. Применение других молитв в данном случае будет отвлекать внимание, мешая укорениться навыку.

       Чтение молитвы вслух или про себя зависит как от индивидуальных особенностей личности, так и от внешних обстоятельств.

       Идеальным условием для гласной молитвы является уединение. Возможность постоянно уединённо молиться вслух, чтобы при этом не слышали окружающие, имеют пустынножители и люди, живущие в миру одиноко.

       Гласной молитвой не стоит пренебрегать. Нужно использовать её ценные возможности. Навык во внешнем ведёт к навыку во внутреннем. Поэтому те, кто учится Иисусовой молитве, начав с её устного чтения, создают прочный фундамент для дальнейшего исихастского делания.

       Довольно часто внешние обстоятельства в миру или в общежительном монастыре не дают возможности совершать правило Иисусовой молитвы гласно. Но и в таком случае можно находить способ временно уединяться. Было бы желание.

       Однажды по милости Божией довелось пообщаться и перенять опыт молитвы у одного пожилого монаха. Особенностью этого человека являлось то, что он практически непрестанно творил Иисусову молитву вслух. Он шептал молитву, когда слушал собеседника, когда вкушал пищу, когда шёл, когда чем-либо занимался. Прерывался он только, когда сам говорил, а потому старался говорить исключительно о важном. Причём этот монах всего несколько лет в юности жил уединённо в горах Кавказа, а всю свою последующую долгую жизнь провёл в гласном делании молитвы, подвизаясь в многолюдном городском монастыре. Гласная Иисусова молитва помогала ему жить сосредоточеннее, ограждаясь от искушений.

       Этот пример всё же особенный. Обычно же у молящихся гласная Иисусова молитва со временем сама утихает и уходит внутрь. Неожиданно человек замечает, что он молится уже безгласно. Периодически Иисусова молитва опять выходит на поверхность, а потом вновь спускается вглубь, как река, имеющая и наземное, и подземное русло.

       Важнейшее значение имеет навык творить Иисусову молитву про себя, то есть молча. Безмолвная молитва и есть молитва исихастская, так как слово «исихазм» происходит от слова «безмолвие». Безмолвная молитва составляет сердцевину молитвенного правила. Эта внутренняя молитва способствует сосредоточению души внутри себя самой. Тот, кто научился и привык к безгласной молитве на ежедневном правиле, сможет молиться в любых обстоятельствах, так как молитва его будет сокрыта от окружающих. Таким образом, безмолвная молитва даёт возможность молиться непрестанно.


       XI. ПОСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО ПРАВИЛА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ


       Последование общего правила может строиться по образцу индивидуального.

       Начало и завершение правила (см. главу X, пункты 1 и 5) читает старший.

       Основную часть правила (пункт 4), то есть саму Иисусову молитву, участники могут читать поочерёдно.

       Здесь открывается возможность выбора вариантов такого чтения. Молящиеся могут читать Иисусову молитву по десятку, по сотне или как-либо иначе. Причём очередной чтец правила может творить Иисусову молитву вслух, а может и про себя. В первом случае будет постоянно звучать гласная молитва, во втором – будет сохраняться внешнее молчание.

       Целесообразным представляется выбрать нечто среднее, с перевесом в пользу молчания. На таком принципе строятся некоторые практикуемые ныне на Афоне чинопоследования общей Иисусовой молитвы.

       К примеру, участники правила читают Иисусову молитву по очереди, сто молитв каждый. При этом первый десяток читается вслух, затем восемьдесят – про себя, и последний десяток опять – вслух. Следующий чтец продолжает в таком же порядке. (Можно ещё сократить количество молитв, читаемых вслух.)

       В то время как свою сотницу читает очередной молящийся, другие участники правила читают её про себя. Поскольку темп чтения и интонация у всех разные, то большей сосредоточенности способствует творение молитвы про себя.

       Однако возможен вариант чтения Иисусовой молитвы вслух в течение всего общего правила. Это полезно начинающим, для того, чтобы избежать блуждания в помыслах или засыпания.

       Ещё один способ борьбы со сном на молитве состоит в следующем. Общее правило Иисусовой молитвы может совершаться по большей части в молчании (чтобы не мешать друг другу молиться), но между сотницами каждый очередной чтец произносит молитвы так же, как между «славами» кафизмы при чтении Псалтыри: Слава, и ныне. Аллилуия, слава Тебе, Боже (3). Господи помилуй (3). Слава, и ныне. На этих молитвах все участники правила встают и крестятся, что помогает взбодриться.

       Правда, в данном случае происходит нарушение принципа монолитности чтения молитвы Иисусовой, так как после каждой сотни читаются другие молитвы. О нежелательности нарушения «монолитности» мы уже говорили в главе X, и всё же описанный способ встречается в практике и может быть иногда пригоден.


        XII. ЕЩЁ О ПРАВИЛАХ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ, А ТАКЖЕ О СВЕРХПРАВИЛЕ

 

       По большому счёту, общее правило всё-таки является вспомогательным. Оно есть путь к индивидуальному правилу, которое открывает больше возможностей для самоуглублённой внимательной молитвы.

       Однако подвизающемуся в уединённой молитве полезно участие в общем правиле. Такое участие является своего рода экзаменом: чему я научился, насколько моя молитва устойчива и плодотворна, смогу ли я внимательно и покаянно молиться в присутствии других?

       Увидев собственные недостатки, молящийся может усилить борьбу с ними во время своего правила личной молитвы.

       В том случае, если исихаст не имеет возможности проверить свою молитву на общем правиле, экзаменовать его станет сама жизнь, с её бесчисленными ухабами и западнями на пути исихазма. Впрочем, экзаменовать молитвенника жизнь будет в любом случае, независимо от того, какого правила он держится. И экзамен этот нелёгкий.

       Вот почему сверхправило для идущих путём исихазма заключается в следующем: какого бы ежедневного чина Иисусовой молитвы мы не держались, главное – стремиться к непрестанной молитве. Дабы не получалось, что правило выполнил и – свободен: можешь заниматься другими делами без молитвы.

       Ключевой принцип исихазма – в его непрестанности. Иначе мы будем какими-то беспринципными исихастами! В лучшем случае тогда мы исихасты только на время исполнения правила. А это неверно! Ибо исихазм – путь всей жизни.

       Выполнив правило, следует стараться творить Иисусову молитву в течение всего остального времени. Отвлеклись, забыли, но потом по милости Божией вспомнили – и снова возвращаемся к ней. Опять нас что-то отвлекло, мы по немощи своей не смогли сочетать молитву с каким-то сложным делом, но, окончив дело, скорее возвращаемся к Иисусову деланию. И так постоянно.

       Со временем река непрестанной молитвы всё чаще станет пробиваться сквозь толщу дневных дел и даже сквозь ночной сон.

       Залогом, основанием и тропой к непрестанности Иисусовой молитвы станет для нас правило, исполняемое ежедневно.

       Встречается и другая крайность. Приходилось слышать такое: «Какое может быть правило у Иисусовой молитвы? Ведь сказано – непрестанно молиться. Вот и нужно молиться всегда!».

       Увы, горькая правда заключается в том, что для человека, не исполняющего ежедневного правила Иисусовой молитвы, «молиться всегда» на деле означает – никогда!

       Итак, в исихазме мы дышим двумя лёгкими: одно лёгкое – это ежедневное молитвенное правило, а второе – по возможности постоянное чтение Иисусовой молитвы в любых обстоятельствах и в любое время, насколько получится.

       Здесь нам необходимы надежда на помощь Божию, решимость, постоянство, терпение и вновь, и вновь – смирение.


       XIII. КОЛИЧЕСТВО МОЛИТВ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИЛА


       Начнём с примеров редких, но милостью Божией существующих в наши дни…

       Речь идёт о монашеских исихастских общинах, руководимых опытными исихастами. Жизнь таких общин, как и всякой церковной общины, основывается на ежедневном исполнении уставного суточного богослужебного круга. Для исихастской общины естественно, что суточный круг практически полностью состоит в вычитывании Иисусовой молитвы.

       Каждой уставной службе может соответствовать определённое количество Иисусовых молитв.

       Схемы такого соответствия приводятся в Великом часослове, Следованной псалтири, а также в некоторых отеческих книгах, например в «Цветнике священноинока Дорофея» (Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2005). Наиболее часто встречается схема: вместо всенощной службы и келейного правила читать по чёткам семь тысяч Иисусовых молитв в день.

       Но количество молитв в таких схемах может изменяться в зависимости от того, какой читается вариант Иисусовой молитвы (длинный или короткий) и с какой скоростью. Поэтому сначала необходимо определить, сколько времени уходит, к примеру, на чтение одной кафизмы. Предположим – пятнадцать минут. Соответственно, вместо одной кафизмы молящийся должен читать Иисусову молитву пятнадцать минут.

       По такому принципу можно заменять и другие молитвословия так, чтобы Иисусова молитва опять-таки вычитывалась столько времени, сколько и заменяемое молитвословие.

       Согласно исихастской традиции, к которой мы принадлежим, богослужебный суточный круг вычитывается Иисусовой молитвой по времени. Принцип здесь тот же: Иисусова молитва читается столько же времени, сколько обычно занимает то или иное молитвословие. Единый устав для всего братства определяет старец.

       В частности, суточный круг вычитывается Иисусовой молитвой так:

       – для мантийных монахов – пять часов;

       – для великосхимников – шесть часов.

       Утренние и вечерние молитвы вычитываются либо по молитвослову, либо заменяются Иисусовой молитвой. Одна кафизма, глава Евангелия и глава Апостола вычитываются по книгам.

       По благословению наставника в личное правило молящегося дополнительно к исихастскому уставу может быть добавлено какое-либо богослужебное последование. Например, чтение по книгам полунощницы, акафиста, дополнительных глав Священного Писания.

       Вычитывание правила в строго исихастских общинах в большинстве случаев осуществляется келейно, то есть каждым членом общины отдельно.

       Чёточный устав частично отлагается в праздничные и воскресные дни, при совершении совместного всенощного бдения и Божественной литургии. В такие дни по чёткам индивидуально вычитывается только один час Иисусовой молитвы, заменяя собой трёхканонник с акафистом.

       В нестрого исихастских общинах возможны другие варианты. Так, в одном афонском братстве в те дни, когда положена простая служба, монахи собираются ночью в храм и сообща, по очереди вычитывают службу Иисусовой молитвой по чёткам. Когда уставом положены славословие, полиелей или бдение, то служба совершается по богослужебным книгам.

       По традиции кавказских пустынножителей, «Последование ко Святому Причащению» (псалмы, канон, молитвы) и «Молитвы по Святом Причащении» не заменяются Иисусовой молитвой.

       Однако возможны исключения: последование ко Причастию и благодарственные молитвы могут заменяться Иисусовой молитвой, например в случае слепоты, сильной болезни, трудностей в пути, отсутствия молитвослова, тюремного заключения и так далее. Примеры такой замены встречаются в практике греческого наставника исихазма старца Харлампия Дионисиатского и русской схимонахини Сергии Слепой.

       К исихастским общинам иногда примыкают, духовно окормляясь и руководствуясь, миряне, а также монахи и монахини неисихастских монастырей.

       Какое правило рекомендуется этим искателям непрестанной молитвы?

       В монастырях рекомендуется держать ежедневное правило сосредоточенной Иисусовой молитвы продолжительностью один час. Если есть возможность, то больше. Разумеется, монашествующему нужно по-прежнему исполнять богослужебный устав собственного монастыря.

       В большинстве монастырей частью монашеского правила является пятисотница, совершаемая келейно. Значительную часть пятисотницы составляет Иисусова молитва. В таком случае можно и нужно сделать чтение Иисусовой молитвы частью своего исихастского правила, то есть читать Иисусову молитву, уединившись, внимательно и сосредоточенно, а не механически, ради вычитки, и не во время других занятий.

       В миру также желательно прийти к ежедневному правилу Иисусовой молитвы продолжительностью один час. Начинать можно с любого, самого маленького правила. Но и достигнув ежедневного часового правила, можно с Божией помощью стремиться к большему.

       Когда правило вычитывается по чёткам, миряне могут начинать с любого малого числа и стремиться к трёмстам или пятистам молитвам, и далее – до посильных пределов.

       Любые исихастские правила в монастырях и в миру призваны вести нас к непрестанной молитве. Поэтому по окончании правила нужно при любой возможности продолжать творить Иисусову молитву. Это – сверхправило для всякого правила. Только в таком случае правило будет достигать своей цели.

       В скором времени делатель Иисусовой молитвы заметит, что ежедневное правило будет его духовно питать, утешать и вести ко Христу. Этим уже можно жить.


       XIV. ИИСУСОВА МОЛИТВА И БОГОСЛУЖЕНИЕ


       Исихастская традиция учит совмещать Иисусову молитву с богослужениями в храме, так как, следя за словами молитвы Иисусовой, человек вырабатывает навык внимания и к клиросному чтению и пению. А если мы не можем сосредоточиться на одной молитве, то не сможем сосредоточиться и на многих молитвах в течение службы, слова которой пройдут мимо.

       Творя Иисусову молитву во время службы, не нужно отводить слова богослужения на второй план. Ведь вникая в смысл этих слов, мы глубже начинаем проникаться жизнью Православной Церкви. И уже через эту полнокровную жизнь Церкви молитва Иисусова становится в нас живой.

       Если во время богослужения Иисусова молитва идёт совсем трудно, то нужно сосредоточить внимание на смысле слов богослужения. А вникнув, вновь обратиться к Иисусовой молитве. Тогда и молитва богослужебная, и молитва Иисусова начнут жить в нас органично и идти параллельно, и мы не потерпим поражения на обоих фронтах молитвы.

       Современная церковная жизнь даёт много поводов для молитвы Иисусовой во время храмового богослужения. В частности, при большом стечении народа бывает тяжело различимо на слух клиросное пение и чтение. Да и многие, к сожалению, не настолько хорошо знают церковнославянский язык, чтобы следить за смыслом слов. Во время паломничеств по иным православным странам, язык богослужения бывает непонятен… В этих и других случаях на помощь приходит молитва Иисусова, не оставляя места посторонним мыслям во время церковной службы.

       Бытует мнение, что на клиросе регенту и певчим невозможно молиться внимательно и сердечно, так как они поглощены внешней стороной пения. Это мнение ложное и вредное, ибо оно фактически отлучает от молитвы поющих на клиросе. Лично мне знакомы исихасты, несущие клиросное служение, хотя действительно нужен не малый труд и помощь Божия, чтобы петь и молиться одновременно.

       Однако нужно иметь в виду, что чтение молитвы Иисусовой в храме во время богослужения не может засчитываться как исполнение ежедневного правила. Для правила Иисусовой молитвы должно быть выбрано специальное время и место.


Продолжение книги