"Исихаст. Практика молитвы Иисусовой" Часть 3. Монах Салафиил Филипьев


XXIII. БРАНЬ И ПОДВИГ


       Порой у читающих исихастскую литературу без руководителя складывается очень оптимистичное представление о делании молитвы Иисусовой. Мол, только начни, и всё получится! После возникновения трудностей такое неверное представление зачастую приводит к разочарованию в исихазме.

       На самом деле необходимо серьёзно готовиться к видимой и невидимой брани. В главе XX уже говорилось о такой сфере брани, как помыслы. Но брань имеет и множество других аспектов. Остановимся на некоторых из них.

       1. Начнём с описания брани через обстоятельства и людей.

       Исихасту нужно быть готовым к тому, что непосредственно перед правилом Иисусовой молитвы будут возникать самые наиважнейшие дела! Это распространённое искушение, которое нужно решительно преодолевать.

       Во время молитвенного правила или просто в какой-либо связи с Иисусовой молитвой могут начаться искушения через людей и обстоятельства. К примеру, ополчатся родственники или братья по монастырю. Или, наоборот, начнётся повышенное благожелательное внимание со стороны окружающих: зачастят гости, поступят выгодные деловые предложения. Помимо этого, могут начать угнетать чувства заброшенности и одиночества в пустыне или среди мира.

       Наконец, делатель молитвы может заболеть или даже получить травму.

       Поскольку Бог не попускает искушений выше сил, то все они могут быть преодолены, и человек получит духовную пользу.

       Хотя ненависть духов злобы к Иисусову деланию велика, но и Господь всегда рядом с исихастами. Опыт показывает, что если перетерпеть первые, кажущиеся гигантскими волны искушений, то вскоре волны стихнут, а надвигавшегося цунами вообще не последует!

       Ко всем искушениям загодя не приготовишься, всего не предугадаешь. Но когда они придут, не нужно паниковать или смущаться. Враг делает всё для того, чтобы мы не занимались исихазмом. А нам нужно наперекор врагу ещё решительнее взяться за спасительную Иисусову молитву. И тогда вместо печали получим утешение, а вместо вреда – пользу.

       2. Дабы не создавать предпосылок для демонических видений и явлений, Иисусова молитва не должна быть мечтательной.

       Во время молитвы запрещается использование образов, которые возникают с помощью всех пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния.

       Запрещаются искание или выдумывание благодатных состояний и эмоциональная игра в них.

       Учитывая эти запреты, можно избежать как внутрителесных помех, так и прямых демонических атак, о чём и пойдёт речь далее.

       3. К видимой брани относятся разнообразные ощущения, возникающие на психо-телесном уровне.

       Их можно разделить на приятные, неприятные и нейтральные. Приведём примеры.

       К приятным ощущениям относится теплота. К неприятным – разного рода боли. К нейтральным – бурление, клокотание, лёгкое покалывание.

       На все эти и подобные ощущения нельзя обращать внимания!

       При возникновении таких ощущений нужно осенить себя крестным знамением.

       Болевые ощущения чаще всего являются искушением. Если не хватает решимости и веры продолжать молитву, то необходимо поскорее посоветоваться с наставником, так как полное оставление Иисусовой молитвы будет в любом случае победой врага.

       Если молитва покаянная и смиренная, с упованием на Спасителя, то сама по себе она не может вызвать болей, ведущих к ухудшению здоровья.

       В случае, если теплота или услада начнут проявляться ниже сердца, например, в животе, половых органах и так далее, нужно этому решительно противостать. Каким образом? Если внимание опустилось ниже сердца, то срочно вернуть его в верхнюю часть груди на ярёмную ямку или в «сердечное место». Следует духовно встряхнуться, прибегнуть к самоукорению, наложить на себя крестное знамение, сделать поклоны. Во время борьбы с плотским искушением полезно читать Иисусову молитву вслух. Молиться нужно со смирением. Прерывать Иисусову молитву нельзя, ибо врагу только это и требуется.

       4. Тяжёлым выражением внешней брани является прямая демоническая атака.

       Это бесовские страхования в самых разных вариантах: от едва приметных слуховых или зрительных галлюцинаций до реалистически правдоподобных явлений. Цель страхований – устрашить, напугать, заставить бросить делание Иисусовой молитвы.

       Такой же прямой, хотя и прелестно прикрытой демонической атакой является приход демонов под видом светлых Ангелов, святых и даже Самого Христа.

       Во всех таких случаях наш старец из опыта учит: сначала перекрестить себя, а потом само явление, будь оно явно бесовским или якобы светлым, либо перекрестить стену, из-за которой раздается шум, либо перекрестить источник странного света и тому подобное. Демоны будут уклоняться от крестного знамения, при этом могут менять угол атаки, появляясь вновь с другой стороны.

       Такая брань посылается только тем, кому она по силам. Немощным, начинающим, а так же всем защищённым молитвами и благословением своего старца, данная брань, скорее всего, не будет попущена.

       5. Но зато никто на пути исихазма не избежит внешне простой, но на деле изматывающей борьбы. Бывают моменты, когда молитву совсем не хочется читать, чувствуется усталость, внутреннее напряжение. Слова молитвы просто приходится выдавливать из себя. За каждую Иисусову молитву идёт настоящая битва.

       Необходимо отбросить иллюзии и уяснить, что сосредоточенность на молитве, постоянное удерживание внимания – это подвиг, требующий решимости, самопожертвования и верности. Исихазм – это ежедневный и ежеминутный, зачастую суровый и кропотливый труд.


       XXIV. БЛАГОДАТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. СЛЁЗЫ


       Может возникнуть вопрос: а вдруг некоторые ощущения на молитве, например теплота, благодатны?

       Для проверки и распознания подобного опыта нужен опытный наставник-исихаст.

       Кратко говоря: благодатные ощущения не воспринимаются как физические. То есть теплота не будет ощущаться как обычное тепло; внутреннее веяние не будет восприниматься как физическое пульсирование, и так далее.

       Верным признаком того, что на молитве Иисусовой человека коснулась благодать, будет внутренняя тишина, мир, любовь, умиление, глубокое переживание своей греховности, осознание величайшей нужды в Спасителе нашем Господе Иисусе Христе.

       Слёзы тоже являются внешним признаком благодатности молитвы.

       Но о слезах нужно сказать подробнее. Они станут духовно вредными, если вызваны, например, обидой, саможалением, злостью, отчаянием, гордостью.

       Как же в таком случае быть со слезами?

       О даре слёз можно и нужно молиться. И всё же благодатные слёзы приходят тогда, когда приходят. Они приходят с благодатью и не зависят от нас напрямую.

       А если слёзы зависят не от благодати, а от нашего падшего естества или от злых духов, то это слёзы неблагодатные и прелестные. Что особенно видно на примере страстных слёз – злых, гордых, отчаянных или сладострастных. Их нужно пресекать и в них каяться.

       Слёзы, о которых мы непременно должны заботиться, это слёзы не внешние, а внутренние. Это очищающий покаянный плач души пред Господом. Таким плачем, бесспорно, является внимательная молитва Иисусова.


       XXV. ПОСТ


       Исихазм – это аскетический путь жизни. Православная аскетика – это всеобъемлющий разумный пост, душевный и телесный.

       Пост души состоит в том, чтобы не грешить в мыслях и чувствах. А также в том, чтобы никого не осуждать, не обманывать, не говорить, пока тебя не спросили, не искать суетных развлечений. Особенно важно отсекать всю излишнюю информацию.

       Пост тела состоит в том, чтобы жить просто. Это всеобъемлющее понятие «просто» относится и к устройству быта, и к выбору одежды, и к общению с людьми. В отношении пищи необходимо следовать православному уставу о постных днях. Также можно держаться правила нашего духовного дедушки, архимандрита Кирилла (Павлова): есть всё, но понемногу и не переедать.

       Вообще же пост – это стояние на посту, на страже, на охране своей жизни во Христе от врагов видимых и невидимых и от их искушений.


       XXVI. МОЛИТВА. ПРИЧАСТИЕ. ИСПОВЕДЬ


       Исихазм очень тесно духовно смыкается с таинством Причастия Тела и Крови Христовых. Не случайно афонские монахи – коливады, ратовавшие в ХVIII веке за непрестанное Причастие (подразумевая частую практику причащения), одновременно являлись и ревнителями непрестанной молитвы Иисусовой.

       Понятно, что в буквальном смысле «непрестанно» причащаться невозможно. А вот непрестанно молиться молитвой Иисусовой – можно!

       Сравним таинство Святого Причастия с огнём, которым возжигается фитиль лампады в душе. А Иисусова молитва в таком случае – это масло, которое поддерживает горение фитиля лампады от Причастия до Причастия. Такую же роль Иисусова молитва играет и по отношению к другим таинствам Церкви.

       Главная трудность в отношении таинства Причастия в том, что мы быстро теряем полученную благодать. А постоянная Иисусова молитва как раз помогает сохранять благодать от Причастия до Причастия. По этой причине пустынножители-исихасты, подолгу не имеющие возможности причащаться, тем не менее могут сохранять благодать от одного принятия Святых Таин до другого.

       Отдельно скажем ещё об Исповеди, ибо исихазм неразрывно связан с этим важнейшим для христиан таинством.

       Ежедневное исповедание помыслов и личное покаяние в начале молитвенного правила является, как уже говорилось выше, основой, на которой впоследствии строится Исповедь перед священником.

       При этом личное покаяние пред Господом не может заменить церковного таинства Исповеди. Посему искателю непрестанной молитвы желательно прибегать к таинству Исповеди при любой имеющейся возможности.

       Согласно сложившейся благочестивой практике, таинству Причастия всегда предшествует таинство Исповеди. Но если причащаться без Исповеди не принято, то ничто не мешает исповедоваться как можно чаще, даже если не можешь причаститься.

       При этом после Исповеди в храме исповедь исихаста не заканчивается, ибо делание Иисусовой молитвы, по существу, является непрестанной исповедью перед Господом. Ведь в молитве человек признаёт себя грешным, нуждающимся в помиловании.


        XXVII. МОЖНО ЛИ ИСИХАСТУ МОЛИТЬСЯ ЗА ДРУГИХ?


       Поскольку каждый человек произошёл от праотца Адама, то в этом смысле всё человечество остаётся «единым человеком». Потому-то боль других людей отзывается во всякой сострадательной душе. По такому же принципу действует и молитва Иисусова, только в обратном направлении: когда исихаст молится Богу о своём помиловании, он молится и за всё человечество. Когда молимся «помилуй мя», то это духовно вмещает в себя и «помилуй нас». То есть молиться за всех можно обычной молитвой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

       Если же необходимо особенно помолиться за близких, а так же за страдающих, болеющих или враждующих, то можно использовать Иисусову молитву в следующем варианте: «Господи Иисусе Христе, спаси и сохрани (имя) и ради его святых молитв помилуй меня грешного(ую)». Наш старец всегда подчёркивает, что эта молитва действенная и сильная, потому что она смиренная. Она приятна Богу. Мы не возносимся и не молимся о ком-либо свысока, но молимся, надеясь на то, что за молитвы того человека и сами будем помилованы.

       Эту же молитву с соответствующим изменением можно творить за скончавшихся православных христиан: «Господи Иисусе Христе, упокой душу (имя) и ради его святых молитв помилуй меня грешного(ую)».

       Здесь в основе лежит всё то же смирение: мы не судим скончавшегося, но держим о нём хороший помысел, во всём полагаясь на милость Божию. Повторим, что сила подобной молитвы – в смирении. Неслучайно христианское народное сознание выработало поговорку: «О покойниках плохо не говорят».

       Иисусовой молитвой, в которую мы включаем прошение за другого человека, лучше молиться не во время правила, а в специально отведённое время или периодически в течение дня. Например, можно «протянуть» с такой молитвой сотню по чёткам.

       Приведенная выше формула Иисусовой молитвы о здравии или о упокоении может видоизменяться, главное, чтобы сохранялось окончание: «…и ради его святых молитв помилуй меня грешного(ую)».


       XXVIII. О МАЛЫХ И СТАРЫХ... ИСИХАСТАХ


       Величайшая милость Божия для человека – узнать о непрестанной молитве Иисусовой тогда, когда он только появился в этом земном мире, то есть в детстве. Во многом от родителей зависит, изольётся эта милость на их ребёнка или нет.

       Основанием для детской Иисусовой молитвы являются слова Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14).

       Желательно не только познакомить ребёнка с Иисусовой молитвой, но и постараться заинтересовать его этой молитвой, привить к ней любовь.

       При творческом подходе к воспитанию, откроется много возможностей для детского исихазма. Общий принцип прост: ребёнка должны сопровождать в его жизни чётки и молитва Иисусова.

       К примеру, мать может напевать ребёнку Иисусову молитву, как колыбельную. А чётки могут занять центральное место среди погремушек в детской люльке. Когда малыш подрастёт, ему нужно объяснить, почему мы стараемся непрестанно молиться Спасителю. Подаренные малышу маленькие чётки всегда могут быть на его руке.

       Хорошо, если первой разученной с ребёнком молитвой станет Иисусова. Обучая ребёнка письму, можно давать ему писать прописью Иисусову молитву.

       Ребёнок может хотя бы недолгое время принимать участие в правиле Иисусовой молитвы, совершаемом родителями.

       Однако если душа не сроднилась с молитвой Иисусовой в детстве, входя в этот мир, то ей ещё не поздно стать исихастской, уходя из него. Это касается тяжело больных и престарелых. Когда люди находятся на пороге смерти, их уже не так держат миражи временной жизни, и становится яснее, что за чертой смерти будет очень нужна помощь, а лучше сказать – помилование, о чём и просим в молитве Иисусовой.

       Среди больных и престарелых нередки случаи обращения к покаянному исихазму в форме простого искреннего и горячего творения Иисусовой молитвы.

       От родственников и близких зависит многое. Самая лучшая помощь больным и престарелым – это подарить им чётки и объяснить, как молиться. Вместе с ними можно совершать хотя бы небольшое правило Иисусовой молитвы или научить их делать это самостоятельно. Замечено, что в подобных случаях некоторые больные или пожилые люди начинали молиться почти постоянно.

       Однако в нашем приобщении к исихазму детей, больных или престарелых нельзя проявлять ревность не по разуму.

       Исихазм – это святое святых Православия. Молитва Иисусова – благодатный дар Божий людям. Таким даром она и должна оставаться, не превращаясь в навязываемый и неприятный «подарок» или в набившую оскомину технологию.

       С благоговением и радостью мы можем лишь открыть и показать священный дар исихазма нашим ближним, а принять его или нет – остаётся свободным выбором каждой души.


      XXIX. КНИГИ И ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ ИСИХАЗМЕ


       Книги святых отцов-исихастов являются для нас, во-первых, путеводителями к непрестанной молитве, а во-вторых, защитниками от ложного и опасного опыта неправославных духовных практик.

       Бог открывал святым отцам благодатный исихастский опыт, а потом они или их ученики этот опыт описывали. Безошибочно понять и применить изложенный в книгах опыт можно лишь под руководством живых носителей этого опыта, пусть это будут и ученики учеников. В этом смысле откровение и опыт первичны, а книги вторичны.

       В то же время книги играют важную роль как хранители исихастского опыта. Именно из книг начинающие зачастую впервые узнают о делании молитвы Иисусовой, а для тех, кто уже идёт путём исихазма, они служат постоянным источником вдохновения.

       Сказанное о книгах в настоящее время относится и к подобным по содержанию аудио- и видеоматериалам. Разумеется, нужно с осторожностью относиться к новым материалам об исихазме, советуясь со своим наставником.

       Существует практический приём чтения исихастских книг во время ежедневного правила молитвы Иисусовой. При рассеянности, сонливости, сухости молитвы можно прочитывать по одному-два абзаца по теме исихазма. Это придаст духовных сил. После чего нужно продолжать правило. Если речь идёт о правиле, совершаемом несколько часов (например, пустынножителем), то при необходимости можно прибегать к краткому чтению через каждый час.

       Вообще, допустимо стараться охватить максимальное количество книг об исихазме или, напротив, вдохновляться, перечитывая одну и ту же полюбившуюся книгу, лишь бы всегда подпитывать себя исихастским духовным чтением. Главное же, чтобы содержание книг не оставалось теорией или предметом мечтаний, а становилось делом и опытом.

 

       XXX. ЧЁТКИ


       У исихазма существует несколько символов или знаков, освящённых церковной традицией.

       Прежде всего это сама молитва Иисусова.

       Затем – многообразная иконописная и гимнографическая символика, связанная с видимой благодатью Божией – нетварным светом, который сподобляются созерцать некоторые исихасты.

       Древние афонские свитки донесли до нас изображение звезды исихазма, символика которой основана на текстах Священного Писания.

       Но самым наглядным и общеупотребимым символом исихазма являются молитвенные чётки. Многие века чётки используются для занятия молитвой Иисусовой. Они стали её безмолвным свидетельством и символом.

       Приходится признать, что сегодня в любом приходском храме у подавляющего большинства верующих чёток в руках нет. В лучшем случае маленькие чёточки убраны в карман или незаметно надеты на руку, да и то мало у кого.

       Мне приходилось спрашивать у священников и прихожан, в чём причина такого без-чёточья. Ответы сводились к тому, что большая часть верующих об исихазме имеет очень отдалённое представление. Но и те, кто пытается заниматься Иисусовой молитвой, стесняются среди людей открыто молиться по чёткам.

       Может быть, нужно стесняться и крест нательный носить на шее в летнее время, когда он виден другим, или когда, например, идёшь к врачу? И в отношении креста, и в отношении чёток такое наше «стеснение» в лучшем случае есть грех ложного стыда, а в худшем… отречение. Спаси нас, Господи!

       Но если мы не расстаёмся с нательным крестиком, то не будем расставаться и с чётками, ибо они для нас не только символ, но и средство непрестанной молитвы к Богу. Если мы по каким-то причинам не можем нести светлую весть об исихазме окружающим, то чётки, движущиеся с молитвой в наших руках, станут таким свидетельством!

       Бесспорно, лучше носить маленькие чётки, чем не носить вовсе. Но если хватит решимости, то хорошо носить «классические» вязаные чёрные чётки-вервицу на сто узлов. Эти довольно большие чётки открыто и прямо говорят всем видящим их о покаянном делании непрестанной молитвы Иисусовой.

 

       XXXI. УЕДИНЕНИЕ И АНТИИСИХАЗМ


       Исихаст – это человек, стремящийся к исихии. Исихия – это внутренний покой во Христе, мир совести, тишина помыслов, непрестанная, смиренная и чистая молитва Иисусова. То есть исихия – это внутреннее уединение и жизнь с Богом.

       Внешне одинокий образ жизни может весьма способствовать исихии, если предпринят ради неё. Поэтому исихазм породил пустынничество, отшельничество, затворничество и монашество. Само название монашества происходит от греческого слова «монос» – «один».

       Живя в миру, делатель исихазма тоже стремится к уединению. Это бывает возможно либо в какое-то время в течение суток, либо при выезде на природу, за город.

       Но почему же тогда люди, одиноко живущие в миру, или вообще все монахи автоматически не становятся исихастами?

       Потому что уединённый исихастский образ жизни в миру, а тем более в монастыре, отшелии, затворе подразумевает, во-первых, беспопечительность, во-вторых, молчание, в-третьих, отсечение информации.

       Скажем кратко об этих необходимых сторонах исихастской жизни.

       1. Беспопечительность состоит в том, чтобы делать и заботиться только о самом необходимом. Отсекать суету, постоянно возникающие заботы и дела.

       2. Молчание, то есть безмолвие, дало название термину «исихазм», по-русски переводимому как священное безмолвие или священнобезмолвие.

       В духовном смысле здесь речь идёт о молчании или безмолвии посторонних помыслов. Внешним выражением священнобезмолвия является молчание в буквальном смысле слова. С этой целью по древнему уставу пустынники уединялись на несколько дней каждую неделю. Перед общежительными монахами, а также перед исихастами в миру стоит задача избегать всех ненужных разговоров, как можно дольше пребывая в молчании.

       Рекомендуется, например, не ходить в гости и не приглашать к себе гостей, дорожа возможной встречей с Небесным Гостем в молитве Иисусовой.

       3. Искушение излишней информацией приобрело ныне небывалую силу и распространение.

       А в чём, собственно, противоречие такой информации исихазму? Через подключение к источникам информации человек открыт для потока посторонних помыслов. Человек позволяет этим помыслам вливаться в сознание, становясь от них всё более зависимым. В то время как исихазм учит, напротив, всегда отсекать посторонние помыслы и непрестанно молиться. То есть современный образ жизни с его непрестанным подключением к информационному потоку помыслов является настоящим антиисихазмом!

       Соответственно, для отсечения ненужной информации необходимо максимально ограничить пользование такими средствами информации и связи, как телевидение, интернет и телефон.

       Как это сделать? Если не хватает веры и решимости отказаться от телевизора, телефона, компьютера, интернета, то вполне реально сокращать пользование ими постепенно.

       Подчеркнём, что в настоящее время особая опасность кроется в невиданном размахе информационных потоков благодаря развитию средств связи. Здесь проходит линия фронта духовной брани. Современные технологии внедрили многообразие способов передачи информации. Однако бороться следует не с самими технологиями, а с духами злобы, которые в своих целях используют информационный поток и технические возможности.

       Современные средства связи словно специально настроены на решение антиисихастских задач. Информационный поток увлекает человека во всё новые попечения, хлопоты и дела. Доступность средств общения постоянно провоцирует нарушать внешнее и внутреннее молчание.

       К примеру, раньше от пустынника требовался только подвиг ухода от мира в отдалённые места. В пустыне он естественным образом молчал, там не с кем было говорить. Но теперь требуется дополнительный подвиг: не иметь с собой телефона и интернета (или хотя бы держать телефон основную часть времени выключенным)!

       В миру же не иметь интернета и телефона либо запрещать себе пользоваться ими без необходимости требует от человека усилий, равных почти что мученичеству. Информационная зависимость существует во всех социальных группах и возрастных категориях. С духовной точки зрения эта зависимость называется одержимостью.

       Если не предпринимать усилий против зависимости-одержимости, то беспопечительность, молчание и тем более внутреннее безмолвие станут попросту невозможны. Только Бог может помочь в этой борьбе. Поэтому в прошение Иисусовой молитвы «помилуй мя» нужно вкладывать просьбу о помощи в этой контринформационной борьбе.

       Не нужно паниковать, считая себя навсегда побеждённым информационной зависимостью, или, наоборот, чрезмерно уповать на собственные силы. Господь и в этой брани помогает молящемуся. Так, один паломничавший по Афону белый священник поделился тем, что, приступив к деланию Иисусовой молитвы, вскоре перестал смотреть кинофильмы, которые мешали молитве. А со временем перестал смотреть любое кино, ибо понял, что больше оно ему не интересно и не нужно. Этот священник стал стараться вообще избегать всего, что отпугивает или убивает молитву.


       XXXII. СТАРЧЕСТВО. УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК


       Почему наш разговор об исихазме не был начат с важнейшей темы старчества? Потому что такая постановка вопроса могла бы озадачить и даже оттолкнуть некоторых читателей.

       А сейчас, когда освещены благие достоинства и неизбежные трудности исихазма, когда на примерах показано значение преемственности опыта исихастской традиции, самое время читателю подумать о своей подлинной принадлежности или непринадлежности к этой традиции.

       Итак, исихазм – это непрерывная христианско-православная традиция, идущая из древности до нашего времени и далее, до последних апокалипсических дней земного мира.

       Связь, преемственность, непрерывность и подлинность этой традиции осуществляется через благодатную цепочку: старец – послушник, то есть учитель – ученик.

       Если всякий, принадлежащий к живой традиции исихазма, возьмёт за руку своего наставника, то эта живая (!) цепочка протянется до апостолов, а через них – до Самого Христа. Иначе и быть не может: Источник исихазма, то есть Иисусова делания, Сам Иисус Христос.

       Вот почему так важно исихастское наставничество, именуемое в духовном смысле старчеством.

       Отчего же так получается, что благодатные наставники исихазма по-разному учат о молитвенном делании? Это, к примеру, может касаться скорости, ритма, интонации, дыхания и внимания во время молитвы, а так же предпочтения формулы Иисусовой молитвы, практики чтения её вслух или про себя и так далее.

       Ответ прост: кто каким путём достиг Иисусовой молитвы, тот о таком пути и рассказывает. Здесь возможно некоторое различие практик при конечном единообразии благих плодов.

       В лоне той старческой традиции, к которой мы принадлежим, принято считать, что вопрос духовного окормления и руководства – это важнейший и решающий вопрос. Считается, что если человек, в том числе занимающийся исихазмом, не будет окормляться у духовного наставника, то он будет окормляться у бесов. Поэтому лучше и полезнее быть хотя бы учеником ученика старца, чем руководствоваться собственным мнением и доверять своему пониманию писаний исихастов.

       На первый взгляд такая позиция может показаться слишком горькой. Однако если потрудиться и найти наставника-исихаста, то великая духовная польза этого станет очевидной. Горько же будет, если понадеешься на себя, отвергая опыт живых носителей исихастской традиции. Ведь если охладеешь к исихазму – некому будет тебя ободрить и вдохновить; если запутаешься в разночтениях у древних отцов – некому будет тебе подсказать путь; если впадёшь в прелесть, в духовный самообман – некому будет тебя поправить и вымолить…

       Когда мы берёмся за какое-то ответственное дело, например за постройку дома, проводку электричества или водопровода, то мы ищем и находим специалиста в этой области. Что же говорить об исихазме, который назван отцами «искусством из искусств» и «наукой из наук»?!

      Нет людей одинаковых, и наставников одинаковых тоже нет. Даже у преданного исихазму человека бывает что-то, интересующее его помимо исихазма. Так вот, ценность исихаста определяется тем, насколько его не увлекает ничто, кроме исихазма! Если прибегнуть к афонской аналогии, где перед ночным бдением иногда пьют кофе, то можно сказать, что в исихазме нам тоже требуется крепкий и чистый кофе, без примеси молока и сахара.

       Лучший наставник молитвы тот, кто мог бы сказать примерно то же, что старец Иосиф Исихаст ответил на вопрос о молитве Иисусовой: «Сведения, которых ты просишь, не требуют от меня много времени и труда, чтобы подумать и ответить. Умная молитва для меня как ремесло для каждого человека, ибо я тружусь в ней более тридцати шести лет. Когда я пришёл на Святую Гору, то сразу стал искать пустынников, которые трудятся в молитве… Из них мы избрали себе старцев, и они были нашими наставниками» (Старец Иосиф. «Выражение монашеского опыта». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006).

       Кто-то скептически заметит: «Извините, но где мы в наше время найдём наставника-исихаста в миру, да и в монастырях?»

       Такой довод никогда не был оправдан, ибо времена по своей сути всегда одинаковы. Если нам дана заповедь о непрестанной молитве, то и наставники такой молитвы всегда были и будут воздвигаемы Богом.

       Другое дело, что традиция исихазма, как горная река, иногда уходит в расщелины скал, а иногда вырывается на поверхность бурными потоками.

       Так вот, сегодня по милости Божией в России и во всём православном мире для исихазма время бурных потоков, а не подспудного течения. Безусловно, эти потоки ещё не могут напоить живительной водой исихазма все иссохшие пространства. Как было сказано выше, делание непрестанной молитвы остаётся для большинства людей закрытой темой. Но даже меньшинство искателей исихазма сегодня довольно многочисленно, если сравнивать с духовно худшими временами.

       К примеру, в 1966 году один ревнитель исихазма свидетельствовал, что, странствуя по всему миру, он за свою жизнь нашёл всего лишь около тридцати делателей Иисусовой молитвы. Сегодня даже в тесном кругу мирян и монашествующих, постоянно обращающихся за исихастским руководством в наше братство, насчитывается значительно больше тридцати человек! А это ведь только одна веточка живого дерева исихазма.

       За последние годы исихазм набрал силу, делатели умножились, обрели опыт. В таких условиях найти наставника можно. Было бы стремление.

       В первую очередь, нужно молиться Богу о встрече с наставником-исихастом. Во вторую же – не вздыхать и не мечтать, а, не откладывая, приступать к поиску.

       Дабы не ошибиться, нужно исходить из ясного принципа: учитель исихазма должен быть учеником предшествующего учителя, чтобы сохранялась преемственность.

       Если, осмотревшись, мы не нашли никого в досягаемой близости, то продолжим поиск даже до края земли. Исихазм того стоит.

       А ежели человек предпринимает усилия, но всё-таки пока не находит своего наставника-исихаста, то это не значит, что такой человек не должен заниматься Иисусовой молитвой. Можно и нужно с верой, решимостью и смирением приступить к исихастскому деланию, однако при этом не оставлять усердных поисков наставника. И Бог поможет!

       Итак, верный способ принадлежать к благодатной цепочке исихазма – это быть соединённым с этой цепочкой через её живого носителя. Тогда и мы сами – уже часть этого целого.


       XXXIII. ПРОСТОТА ИСИХАЗМА


       Исихазм, наука из наук и искусство из искусств, определяется одним словом – простота.

       Бог прост, молитва Иисусова проста, исихазм – Божественная простота. Где простота, там благодатная чистота, красота и высота, а где сложно – там ложно.

       Подводя итог, напомним о главном в делании молитвы Иисусовой.

       1. Будучи грешными, мы остро нуждаемся в спасении. А значит – в Спасителе. А значит – в непрестанной мольбе ко Христу Спасителю.

       2. Всякое невнимание в молитве лишает её смысла. Нужно постоянное благоговейное и трезвенное внимание к содержанию молитвы, а также глубокое проживание каждого её слова.

       3. Содержанию Иисусовой молитвы соответствует чувство покаяния.

       4. Во время молитвы нельзя использовать воображение в мыслях, чувствах и переживаниях.

       5. Веруем, что, когда молимся Иисусовой молитвой, то Бог присутствует здесь по Своему Вездеприсутствию и слышит нас.

       6. Мы неустанно обращаемся к Спасителю, как ребёнок к матери, с евангельской детской верой, с открытостью, кротостью и смирением.

       7. Насколько жива наша евангельская вера, настолько и молитва у нас живая. Это ведали древние и современные святые, неустанно свидетельствовавшие о Живом Боге.

       Жив Бог – жива и молитва к Нему.

       8. Молитва всему научит. Это значит, что Сам Бог дарует молитву молящемуся. Бог учит молящегося через Священное Писание и труды святых отцов, в русле исихастской традиции, посредством её живого носителя – старца.

       9. На христианском пути исихазма нужны решимость, терпение и мужество.

       10. В своей простоте всё содержание учения исихазма может быть записано на ладони одной руки. А именно выражено самой молитвой Иисусовой. Духовные высоты, сокрытые в этой молитве, неизреченны. Они открываются Богом смиренному молитвеннику.


 Завершающая глава книги:   XXXIV. О СВЕТЛОЙ ТРАГЕДИИ, ИСПОЛНЕННОЙ НАДЕЖДЫ  в  источнике