"Исихаст. Практика молитвы Иисусовой" Часть 2. Монах Салафиил Филипьев

 


XV. ВРЕМЯ И МЕСТО. РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ


       Сама Иисусова молитва не ограничена временем и местом. Её цель – помочь христианину всегда быть с Богом, непрестанно молиться Ему.

       Что же касается выбора времени ежедневного правила сосредоточенной Иисусовой молитвы, то общей рекомендацией здесь является проведение правила в тёмное время суток, то есть ночью. Согласно древней монашеской традиции, время от заката до восхода, то есть тёмное время суток, именуется «ночь». Всегда подчёркивалась и подчёркивается ценность такой ночной молитвы.

       Понятно, что наиболее подвижнической будет молитва в то время, когда больше всего хочется спать и приходится преодолевать себя. Если есть силы для такой борьбы – слава Богу. Если нет, то лучше выбрать такие часы в тёмное время суток, когда сможешь ежедневно молиться, не рискуя проспать и пропустить возможную встречу с Богом.

       У тех мирян и монахов, которые живут уединённо или хотя бы имеют свою отдельную комнату или келью, вопрос о месте молитвы решён. Для всех прочих сам поиск уединённого места молитвы связан с некоторыми усилиями или даже с подвигом.

       Одна женщина рассказала мне, почему она очень любит свою кухню… Потому что там она одна, вернее, там она с Богом. Готовя еду на всю семью, хлопоча у плиты, она постоянно читает молитву Иисусову.

       Этот пример касается совершения Иисусовой молитвы днём, вне правила. Как же быть с правилом в тёмное время суток? Здесь тоже может выручить кухня. Так, в другой семье, когда муж и дети ложатся спать, жена продолжает делать что-то по хозяйству. Убедившись, что все заснули, она идёт на кухню, ставит икону «Дарование молитвы», зажигает свечу и начинает правило Иисусовой молитвы.

       Ещё один человек использует для ночной молитвы имеющуюся в квартире кладовую, называя её своей «афонской пещерой».

       Бывают, однако, и совсем тесные обстоятельства, когда даже на кухне или в кладовой тебя одного в покое не оставят.

       Наш хороший знакомый, находящийся именно в таких обстоятельствах, рассказывает, что его «пустыня» – в метро! То есть время, когда он утром в течение часа добирается до работы и вечером – столько же обратно, является единственным временем, когда его никто не беспокоит. Дома и на работе возможности для уединённой молитвы нет. Приходится совершать ежедневное правило Иисусовой молитвы в дороге. Здесь помогает психологический феномен одиночества души посреди толпы. Ещё одна возможность побыть в молитве предоставляется перед сном, когда он, лёжа в кровати, делает вид, что заснул, а сам молится. Но это не лучший выход, потому что молиться лёжа, с закрытыми глазами долго не получится – одолеет сон.

       Молитва в общественном транспорте, за рулём машины и просто на улице, конечно, возможна. Она даже необходима, если речь идёт о непрестанной молитве в течение дня. Но если говорить о выборе места для ежедневного правила, то и «дорожная» молитва, и вообще молитва среди людей не могут быть глубоко сосредоточенными, ибо внимание будет рассеиваться.

       Не менее тяжело приходится монашествующим, не имеющим отдельной кельи. Хорошо, если сокелейники сочувствуют исихасту. А если нет?.. Бывает, что даже безмолвное исполнение правила Иисусовой молитвы искушает соседа. Если не удаётся найти понимания, то искушать ближнего своего ни в коем случае не следует. Тогда придётся искать где-то в обители уединённый уголок для совершения правила.

       Делатели Иисусовой молитвы, находящиеся в тесных обстоятельствах в миру или монастыре, находят исихию и уединение в прогулках на природе. Если монастырь находится в сельской местности, то некоторые устраивают себе в лесах, на холмах, в прибрежной полосе рек и других безлюдных местах шалаши или ставят палатки. Миряне же отправляются в загородные поездки, походы или живут какое-то время в уединении на даче либо в деревне.

       Когда имеются условия для уединения на день или больше, то хорошо попробовать применить практику «заводки». Отложив дела, исполняя только необходимое, нужно молиться как можно больше в течение суток. Результат, то есть количество часов или сотниц, желательно зафиксировать и в другой раз сравнить его с новым опытом «заводки».

       «Заводка» не является постоянным молитвенным правилом, но она может способствовать выработке навыка Иисусовой молитвы.

       Когда складываются благоприятные обстоятельства для молитвенного правила, это быстро приносит добрые плоды. Так, нам известен случай исполнения исихастского правила совместно – мужем и женой. Поддерживая друг друга на этом пути, они молятся ночью, черпая в молитве духовные силы.

       В монастырях можно считать милостью Божией, если удаётся установить ежедневное правило Иисусовой молитвы в храме или хотя бы устроить для желающих совместное проведение келейного правила. Традиционным же способом является уединённое и самоуглублённое исполнение правила Иисусовой молитвы в собственной келье.

       Во время совершения молитвенного правила нельзя заниматься рукоделием и вообще какими-либо делами. Вне правила совмещать Иисусову молитву с делами можно и даже необходимо.

       При желании, перед началом правила разрешается выпить чай или кофе. Однако во время совершения правила это недопустимо. Опытные делатели Иисусовой молитвы себе этого не позволяют.

       Есть практический житейский вопрос: можно ли творить молитву Иисусову в отхожем месте? Некоторые отвечают на этот вопрос положительно, объясняя это тем, что материальная нечистота не может повредить внутренней духовной молитве. Мы же приняли от нашего старца обычай: в нечистом месте заниматься самоукорением, а не Иисусовой молитвой. Чётки нужно либо вовсе не вносить в нечистое место, либо убирать их в карман, либо надевать на шею, пряча под подрясник, а у мирян – под рубашку.

       Ещё возникает и такой вопрос: можно ли петь Иисусову молитву?

       Согласно святоотеческой исихастской практике при занятии сосредоточенной внутренней Иисусовой молитвой, петь молитву не рекомендуется. В том числе во время молитвенного правила Иисусову молитву обычно не поют. Однако возможны особые случаи.

       Наш старец рассказывал, что иногда в горном уединении, когда совесть ничем не была отягощена, а душа радовалась окружающей красоте творения Божия, он среди бела дня начинал петь молитву Иисусову.

       Во время крестного хода участники вполне могут петь Иисусову молитву совместно.

       Хорошо напевать Иисусову молитву при унынии, когда гнетёт скорбь и молитва не идёт. А если молитва сухая или молящегося клонит в сон, то пение может помочь взбодриться.

       Вообще же пение Иисусовой молитвы возможно только в том случае, если человек не увлекается самим пением и мелодией в ущерб вниманию к содержанию молитвы и духовному чувству. За этим необходимо следить. Тому, у кого при пении по какой-либо причине страдает молитва, петь Иисусову молитву неполезно.


 

       XVI. ФОРМУЛА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ


       Существует довольно много вариантов Иисусовой молитвы. Общим для всех вариантов является то, что они обращены ко Господу нашему Иисусу Христу. По своей форме они должны быть краткими.

       Исихастский опыт предлагает два основных варианта:

       – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую);

       – Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

       Использование этих или других вариантов Иисусовой молитвы может быть связано с особенностями личности молящегося. Как правило, начинающий делатель практикует ту же формулу Иисусовой молитвы, что и его наставник. Так осуществляется преемственность традиции.



       XVII. МОЛИТВЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОЗЫ


       Начало и окончание Иисусовой молитвы во время индивидуального правила (см. главу X, пункты 1,2,3,5) совершается стоя перед иконами.

       При переходе к основной части правила, то есть к чтению собственно Иисусовой молитвы (смотри там же, пункт 4), нужно погасить свет, оставив теплиться только лампаду. Если лампады нет, можно использовать какой-то другой малый источник света. Однако если одолевает сон, нужно на время включать большой свет.

       Хорошо молиться с закрытыми глазами. Но при продолжительном правиле в темноте начинается брань со сном. Необходимо бдительно следить, чтобы не задремать и не заснуть.

       Если молишься с открытыми глазами, то и здесь нужна не меньшая бдительность. Во время продолжительного правила Иисусовой молитвы, при сосредоточении взгляда на иконе, нужно следить, чтобы не возникло искушения зрительными мечтаниями.

       Согласно той исихастской традиции, к которой мы принадлежим, во время молитвы разрешается и даже рекомендуется смотреть на лампаду. Разумеется, и при этом нужно хранить себя от зрительных искушений.

       Традиционной позой во время занятия сосредоточенной Иисусовой молитвой является положение сидя.

       Во время продолжительного правила, по необходимости, разрешается менять позу: то сидеть прямо, то наклоняться вперёд, опираясь локтями на колени, то при усталости опираться на спинку стула.

       Подбородок может быть опущен или прижат к груди. Ноги не следует скрещивать, широко раздвигать, выставлять вперёд.

       Нужно стараться сидеть собранно, не разваливаться и не вытягиваться. Следить за этим необходимо особенно в середине и в конце правила, когда подкрадываются расслабленность, усталость и сон.

       Существует исихастский приём: сидеть на краешке низкого седалища (стульца, табурета, пенька). То есть молящемуся должно быть неудобно сидеть. Это помогает противостоять сну и утеснять себя, содействует трезвенности молитвы.

       Молиться сидя во время всего правила – не является общеобязательной практикой.

       Для усиления покаянного чувства и ради подвига можно делать земные и поясные поклоны, крестясь с молитвой Иисусовой.

       Также разрешается ходить. Это помогает в борьбе с сонливостью.

       Основной способ ходьбы во время правила Иисусовой молитвы – это двигаться взад и вперёд по комнате или келье. В этом случае мы покаянно уподобляем себя заключённым тюремной камеры, у которых нет возможности выйти на волю. Вывести нас на свободу может только Спаситель Христос.

       Исихасты-пустынножители традиционно ходят во время какой-то части своего ночного правила Иисусовой молитвы. С этой целью около пустыннической кельи расчищается тропа, именуемая «проходкой», по которой в темноте можно беспрепятственно ходить туда и сюда.

       По этому же примеру миряне-исихасты, молящиеся в собственных загородных домах, в деревнях или на дачах, могут совершать часть своего правила, двигаясь по «проходке».

       Положение рук во время молитвенного правила может быть разным. Наиболее частое: левой рукой держим чётки, правой, при необходимости, крестимся. Но можно молиться и без чёток. Правую, а иногда и левую руку можно держать на месте концентрации внимания при молитве (об этом «месте концентрации» речь – впереди).

       Подчеркнём, что основная часть исихастского правила должна совершаться сосредоточенно, самоуглублённо, без активного внешнего движения.

       Отец Кирилл (Павлов) разрешал в случае сильной болезни исполнять правило в постели лёжа на боку, опираясь на локоть, чтобы голова не касалась подушки. В обычном состоянии это недопустимо, так как лёжа много не намолишься: будет клонить ко сну. Такое правило может пройти в полудрёме, часть его вообще будет сведена на нет.

       Что же касается необходимого ночного сна вне времени правила, то здесь молитва в полудрёме, молитва сквозь сон и молитва во сне приветствуются. Это признак того, что душа борется за молитву Иисусову, стремится к своему Единственному Спасителю. И по милости Божией такая душа-исихастка не будет посрамлена.

       Тем более в течение дня можно и нужно молиться Иисусовой молитвой в любых ситуациях, лишь бы молиться.

       Общее совместное правило молящиеся начинают и заканчивают стоя. А во время главной части правила, то есть при чтении самой Иисусовой молитвы, разрешается не только стоять, но и сидеть.



       XVIII. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ВНИМАНИЯ


       Общий опыт отцов-исихастов гласит, что во время Иисусовой молитвы нецелесообразно концентрировать внимание в голове. Необходимо перевести внимание в верхнюю часть груди. Там внимание фиксируется или на ярёмной ямке, или на так называемом «сердечном месте».

       Ярёмная ямка находится на стыке шеи и груди. «Сердечное место» у мужчин находится примерно на два пальца выше левого сосца.

       Наш старец принял от своего старца, что после совершения смертных грехов и покаяния в них, нельзя сразу концентрировать внимание на «сердечном месте». В период покаянного очищения нужно концентрировать внимание на ярёмной ямке. Этот период может быть продолжительным, вплоть до десяти лет.

       Не стоит смущаться от того, что период концентрации внимания на ярёмной ямке может быть долгим. Во-первых, нелепо ставить поиск «места концентрации внимания» выше поиска Самого Спасителя, ради Которого и к Которому направлена Иисусова молитва. Во-вторых, духовный смысл временного запрета держать внимание на «сердечном месте» приводит молитвенника к смирению. А за смирение Господь неожиданно дарует благодатную молитву.

       Перевод внимания с ярёмной ямки на «сердечное место» осуществляется под руководством духовного наставника.

       Фиксировать внимание на ярёмной ямке или на «сердечном месте» можно лёгким касанием руки. Рука при этом остаётся неподвижной либо ритмично повторяет прикосновения в такт слов совершаемой Иисусовой молитвы.

       Собственная практика покажет, что держать внимание на одном и том же месте очень непросто. Внимание постоянно будет рассеиваться. И даже когда выработается навык, подкреплённый благодатью, всё равно внимание будет периодически ослабевать.

       Полезно и необходимо в течение дня, вне правила, не просто творить Иисусову молитву, а учиться концентрировать внимание на одном из указанных мест в верхней части груди.

       Во время общих богослужений в церкви, а также при самостоятельном чтении богослужебных текстов и Священного Писания в келье, нужно стараться применять навык удерживания внимания в верхней части груди.

       Таков способ концентрации внешнего внимания во время Иисусовой молитвы, принятый нашими отцами в русле исихастской практики, к которой мы принадлежим.

       Опасная ошибка – видеть в приёмах концентрации внимания саму цель молитвенного делания. Целью для православного христианина, а значит, и для исихаста остаётся всегда только Христос Спаситель, ибо спасение – только в Нём. И в молитве Иисусовой главное – искать Иисуса, Совершенного Человека и Живого Бога, нашего Искупителя.

       Будем верить и знать, что дар молитвы может быть ниспослан Господом в любое мгновение любому искренне кающемуся грешнику. И только законническая уверенность в обладании всеми теориями и схемами исихазма, а также фарисейское самолюбование своей «высокой молитвой» наглухо закроют нас от Божьего дара молитвы Иисусовой – покаянной, непрелестной и спасительной.

       Однако нельзя пренебрежительно относиться к художественным приёмам исихазма, в том числе к вышеописанным, а тем более совершенно отвергать и высмеивать их.

       Важно понимать, что приёмы внешней концентрации внимания способствуют внутреннему вниманию и сосредоточению. Без внутреннего внимания любые исихастские художественные приёмы подобны фантику без конфеты.

       Мы подошли к важнейшей заповеди в Иисусовом делании. Эта заповедь сформулирована святыми отцами, а вслед за ними повторена нам старцем бесчисленное количество раз, фактически при каждом его наставлении об исихазме.

       Итак, при молитве Иисусовой нужны внимание к словам и чувство покаяния.

       Вновь и вновь будем напоминать себе об этой благой необходимости внимания к содержанию слов молитвы Иисусовой и об искреннем покаянии, через которое исихазм приближает нас ко спасению.



       XIX. МОЛИТВА И ДЫХАНИЕ


       Сказанное о недопустимости в исихазме ставить средства выше цели следует иметь ввиду тем, кто приступает к приёму «молитвы с дыханием». Это область индивидуального и не общеобязательного. В то же время «молитва с дыханием» – важный художественный приём, издревле используемый и благословляемый отцами-исихастами. Разумеется, прибегая к этому приёму, мы не должны терять чувства покаяния и внимания к словам молитвы.

       Основным условием совмещения Иисусовой молитвы с дыханием является естественность.

       Замечено, что если, упустив из виду естественность, мы с усилием и принуждением будем стараться подладить дыхание под молитву, то только намучаемся, но ничего хорошего у нас не получится. Если продолжать так принуждать себя, то можно даже причинить вред здоровью. А нужно делать прямо противоположное: молитву подлаживать под дыхание.

       Как этого добиться? Нужно успокоиться. Дыхание должно прийти в своё естественное небурное, тихое и ровное состояние. После этого можно пробовать соединить молитву с дыханием. Таким образом, не дыхание следует подстраивать под молитву, а молитву приноровить к дыханию. И потом продолжать спокойное дыхание-молитву.

       Поскольку все люди, во-первых, дышат по-разному, а, во-вторых, могут использовать формулы Иисусовой молитвы разной длины, то и вариантов соединения молитвы с дыханием существует несколько.

       Например, можно читать половину молитвы на вдох, а вторую половину – на выдох.

       Или целую молитву читать на вдох и опять целую – на выдох.

       Наконец, можно на вдох читать одно или два слова молитвы, а затем на выдох – следующие одно или два слова, и так до конца молитвы.

       Тут каждый может попробовать и опытно прийти к лучшему для себя варианту соединения молитвы с дыханием.

       Применение или неприменение приёма «молитвы с дыханием» зависит от получаемой или неполучаемой пользы. Если человек только мучается, отвлекается от молитвы, теряет внимание и покаянное состояние души, то явно такой способ молитвы не принесёт ему пользы.

       Если же, наоборот, молитва с дыханием помогает человеку войти в спокойный молитвенный ритм, отстраниться от калейдоскопа помыслов, сохранить внимание и покаянное состояние, то благой плод будет налицо.



       XX. СКОРОСТЬ И ИНТОНАЦИЯ


       Существует несколько практик чтения Иисусовой молитвы: от очень быстрой до очень медленной. Бывает, что иногда, для взбадривания себя, молятся быстро, а потом, чтобы усилить покаянное настроение, – медленно и протяжно.

       Во всём хороша золотая середина. Поэтому можно придерживаться средней скорости чтения Иисусовой молитвы.

       Интонационный ряд и ударение могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Они могут зависеть от того, какой смысловой оттенок хочет выделить молящийся.

       В Иисусовой молитве важно всё. Поэтому можно равномерно выделять каждое слово. Однако кому-то может быть ближе безынтонационное чтение, то есть полное стирание интонационного рисунка.

       Что касается общего правила Иисусовой молитвы, то ведущий чтец молитвы должен держать средний темп моления и ровную интонацию, чтобы не навязывать другим своего личного восприятия и переживания молитвы.



       XXI. БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ


       Итак, мы приступили к молитве… И тут выясняется, что к молитве мы, при всём желании, никак приступить не можем, ибо погружены в посторонние помыслы. Они увлекают нас, заманивают, а потом кусают, бегая по кругу, как бешеные собаки. Что же делать?

       Прежде всего, не паниковать, успокоиться и дать трезвую оценку своему состоянию. А чего было ожидать? Ведь столько лет мы вели непрекращающийся мысленный диалог с демонами и со своим падшим «я». Как же освободиться?

       Утешимся, мы на правильном пути: Господь дал нам в помощь исихазм и непрестанную молитву. Отношения человека с деланием Иисусовой молитвы складываются из двух основных вех.

       Сначала требуется прийти к пониманию необходимости непрестанной молитвы. Некоторым на это нужны годы, другим, увы, не хватает и всей жизни... Но если милостью Божией человек пришёл к Иисусовой молитве, то наступает второй этап – борьба за молитву без помыслов, за молитву нерассеянную, чистую. На этом этапе бывают просветы и победы, но в целом эта борьба длится до конца земных дней.

       Когда посещает Господь и мы переживаем благодатную молитву, то какое-то время мы пребываем в подаренном нам Богом умиротворенном состоянии. Озарённая благодатью молящаяся душа замечает нечистые помыслы издалека. Она ясно видит то, что мешает молитве, решительно не принимая вражеские прилоги – эти приглашения ко греху.

       Когда же мы теряем благодать, то приходит сильная брань помыслов. Но вместе с ней приходит ценный практический опыт. Если, проигрывая в невидимой брани, мы смиряемся, сознавая свою немощь, но не теряем надежды на Бога, то Он вновь дарует нам благодатную молитву. Таким образом, изнурительная борьба с помыслами и даже сами поражения приносят нам пользу.

       Во время занятия внимательной Иисусовой молитвой все помыслы: и хорошие, и тем более плохие – являются посторонними. Ничто не должно занимать душу в это время, кроме самой Иисусовой молитвы.

       В борьбе с посторонними помыслами мы опираемся на исповедание грехов и помыслов перед началом ежедневного правила Иисусовой молитвы. Исповеданные пред лицом Божиим помыслы не будут тревожить так сильно, как неисповеданные.

       Во время правила помогает концентрация внимания, а именно сведение внимания из головы в верхнюю часть груди. Отцами это объясняется так, что в голове веют противные ветры помыслов, от которых необходимо отдалиться.

       Теперь приведём практические способы борьбы с посторонними помыслами. (Здесь следует заметить, что если у кого-то на практике появится свой приём, нужно обсудить его с наставником-исихастом и получить одобрение.)

       1. Старец Николай (Гурьянов) говорил нашему старцу о том, что бесы в великом множестве облепляют нас, как осы, слепни и мухи жарким днём. Они всевают нам значительную часть помыслов. Великим и простым средством защиты от них является истовое наложение на себя крестного знамения. Когда мы забываем креститься во время сильной атаки помыслов, то совершаем серьёзную ошибку.

       Исполняя келейное правило или участвуя в общем правиле, можно применять обычное крестное знамение. А во время чтения Иисусовой молитвы в течение дня, среди людей, можно налагать на себя крест взглядом или мысленно.

       2. Этот способ, а также следующие способы под номерами 3 и 4, помогают усилению внимания на словах молитвы Иисусовой, что приводит к появлению навыка невосприятия посторонних помыслов и отсечению их.

       Вот способ, который наш старец называет «Молитва с толкованием». Он воспринят от старца Кирилла (Павлова).

       При сильном нашествии противных помыслов, когда Иисусова молитва практически останавливается, начинаем читать её, заостряя внимание на каждом слове. Произносим слово молитвы, а потом его толкование. Этим мы освежаем внимание, отстраняемся от увлекших нас помыслов, возвращаемся к смыслу молитвы. Старцем Кириллом было предложено следующее толкование:


       Господи (Вседержитель)

       Иисусе (Спаситель)

       Христе (Помазанник),

       Сыне Божий (Сын Бога Живаго),

       помилуй (прости)

       мя грешнаго.


       Прочитав Иисусову молитву с толкованием один или несколько раз, восстановив внимание, возвращаемся к чтению обычной молитвы без толкования.

       3. Можно усиливать внимание на каждом слове Иисусовой молитвы и без толкования. Для этого начинаем перебирать чётки так, чтобы на очередном зёрнышке сосредотачивать внимание на одном слове молитвы. Одно зёрнышко – одно слово. И так до тех пор, пока не отобьёмся от атаки помыслов.

       Концентрировать внимание на словах молитвы возможно и без традиционных чёток, заменяя их руками. Каким образом?

       Для этого молимся, загибая пальцы руки. При сгибании очередного пальца – концентрируемся на одном слове Иисусовой молитвы. Способ особенно удобен при использовании пятисловной молитвы по числу пальцев руки, но доступен и при более длинной молитве.

       По этому же принципу можно молиться, поочередно прикасаясь большим пальцем к другим пальцам той же руки, либо перебирая правой рукой пальцы левой руки.

       Концентрировать внимание можно также при ходьбе – в дороге или на «проходке». При этом на каждом шаге нужно внимательно произносить по одному слову молитвы.

       Описанные способы молитвы без чёток очень удобно применять в течение дня, находясь среди людей. Пригодны они и для уединённой молитвы.

       4. Следующий способ заимствован мной у одного почтенного приходского батюшки, тайного делателя Иисусовой молитвы. Практика показывает плодотворность этого способа. Здесь задействован чёточный принцип. Однако счёт молитв ведётся не только по их количеству, но и по их качеству. Как это?

       Берём сто спичек. Во время ежедневного правила Иисусовой молитвы выделяем сто молитв и начинаем отсчитывать их спичками. Следим, как мы прочли молитву: со вниманием или автоматически. Соответственно этому откладываем спичку в одну или в другую сторону: прочли молитву со вниманием – откладываем спичку вправо, а если без внимания – влево. По окончании правила считаем спички. Выяснится примерная пропорция внимательных и невнимательных молитв.

       Спустя какое-то время можно повторить чтение Иисусовой молитвы по спичкам, чтобы понять, к лучшему или к худшему мы движемся.

       Основная польза описанного способа состоит в том, что вырабатывается навык внимательной, а не рассеянной помыслами молитвы. Ведь перед тем как отложить спичку, мы будем стараться прочесть молитву сосредоточенно, хотя это и не всегда будет получаться.

       5. Что касается прямого противоречия помыслам, то оно допустимо только по благословению наставника.

       Древнейшим примером такого противоречия являются слова Архистратига Михаила, обращённые к дьяволу: «Да запретит тебе Господь!» (Иуд. 1, 9).

       Другой пример показал нам Сам Богочеловек, сказавший во время искушения от диавола: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4,10)

       Используются и другие формулы и приёмы противостояния посторонним помыслам.

       Например, приём, который наш старец лично унаследовал от опытного исихаста, пустынника кавказских гор, монаха Меркурия (Попова). Испытав опытом, наш старец советует говорить навязчивому хульному помыслу: «Хула твоя на главу твою да снидет с тобой во ад. Пошёл вон!». Говорить нужно решительно и быстро, почти скороговоркой, не вступая в диалог с помыслом.

       6. В случае сильной атаки помыслов иногда можно приостановить правило Иисусовой молитвы и усиленно помолиться Господу, прося оградить от помыслов, конкретно называя их. Затем продолжить правило.

       7. Если при всех стараниях молящегося брань помыслов не исчезает и не ослабевает, то нужно продолжать Иисусову молитву, твёрдо решив лучше умереть в борьбе, чем отказаться от Иисусова делания. И Бог, когда надо и как надо, поможет.

       Важно творить Иисусову молитву и не останавливаться, несмотря ни на что: ни на какие помыслы, состояния, – уповая на помощь Божию, показывая своё произволение. Тогда Господь откроет двери милости Своей и дарует благодатную, живую молитву, к которой потом, если даже человек не сохранит благодать, ему будет легче тянуться, зная эту молитву.

       Лучшим и благословенным средством борьбы с посторонними помыслами является сама молитва Иисусова, живая, вдумчивая и усердная. К ней с Божией помощью и будем стремиться, прося Щедродавца о даровании такой молитвы.



XXII. САМОУКОРЕНИЕ


       Самоукорение является важным сопутствующим деланием на пути исихазма. Оно эффективно в борьбе с помыслами и в укреплении чувства покаяния во время молитвы Иисусовой.

       Можно говорить о двух способах самоукорения.

       Первый способ состоит в том, чтобы при всех встречающихся бедах и неудачах обвинять не кого-то другого, а себя. То есть всегда оправдывать других, видя прямую или скрытую причину беды в своей нерадивости, нераскаянности или грехах.

       Второй способ заключается в использовании конкретной формулы самоукорения, в покаянном повторении заученных слов. К этому способу хорошо прибегать во время усиления духовной брани, когда не удаётся по-другому оградиться от демонских нападок и сконцентрироваться. Формулу самоукорения хорошо сочетать с крестным знамением.

       Приведём пример формулы самоукорения из практики нашего старца:

 

       Я хуже всех,

       я грешнее всех.

       Я прах и пепел,

       я мразь и мерзость.

       Я знаю давно,

       что я, увы, дерьмо.

       Я гордый, я блудный…


       Далее можно вставлять те эпитеты, которые наиболее уязвляют нашу совесть. Помня, что если мы в чём-то и не грешили на деле, то могли грешить в мыслях.

       К покаянному повторению заученной формулы полезно прибегать в жизненных ситуациях, склоняющих нас к тщеславию либо к лености. Напоминание о нашем подлинном состоянии будет приводить к спасительному смирению.

       Приведём ещё пример. Один человек каялся, что всякий раз при виде курящих, тем более вдыхая невольно дым табака, он думал и даже говорил вслух: «Фу, какая мерзость!». Наш старец посоветовал тому человеку, что как только он скажет о курении и курящих «мерзость», сразу вспомнить и сказать: «И я мерзость! Только этого люди не видят. Я мерзость ещё большая». Этот совет старца можно применять для самоукорения и в других подобных ситуациях.


Продолжение книги