Иисусова молитва как путь к святости

  1. Иисусова молитва как смиренное моление любви к Пресвятой Троице и непрестанная молитва

Сокровенная созерцательная святоотеческая традиция Иисусовой молитвы является выражением призыва ко всем христианам: «Непрестанно молитесь» (1 Фесс. 5:17), чтобы стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), то есть максимального возможного личностного единения с Богом до достижения обожения и вхождения во взаимообщение любви Лиц Святой Троицы.

Иисусова молитва состоит из произнесения с верою, вниманием и благоговением молитвенных слов: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», тогда в них вкладывается смысл и они несут энергию молящегося, вследствие чего происходит соединение со Святой Троицей, которая общим действием дарует Божественную благодать, причем Иисусова молитва может совершаться в любом месте и в любое время.

Иисусова молитва есть сокращение всего Евангелия, имеет троичную направленность и указывает на догмат Воплощения («Иисусе» – на человеческую природу как совершенного Человека, «Христе» – на Божественную природу как совершенного Бога) и догмат Пресвятой Троицы, что обусловлено, с одной стороны, единым и последовательным действием Лиц Святой Троицы: Божественные энергии исходят от Отца как Первопричины, сообщаются через Сына как Созидателя, в Святом Духе как Усовершителя домостроительства, а с другой стороны, призыванием в молитве, но уже в порядке восхождения молящегося к Богу: «Господи» – от Святого Духа: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3), «Иисусе Христе» – через Бога Сына, «Сыне Божий» – к Богу Отцу: «Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца» (Ин. 10:30, 14:9), «Исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2:23), дарующего молящемуся в ответ на просьбу о помиловании («помилуй мя грешнаго (ую)») Божественную благодать, оживотворяющую, исцеляющую, призывающую, очищающую, защищающую, просвещающую, освящающую и обоживающую его.

Иисусова молитва совершается с верою, разумно (ум благоговейно внимая, трезвенно, безобразно, заключается в словах молитвы), с духовным чувством (покаянием, кротостью и смирением, любовью, благодарением, славословием, духовной теплоте в верхней части сердца), единением духа молящегося со Святым Духом (жизнью в Святом Духе, в силе Святого Духа, в научении и под руководством Святого Духа, и согласно с Божественной волей), при условии – непоколебимой православной веры, твердого упования на Бога и верой в Промысел Божий, с целью – покаяния и испрашивания милости Божией как выражения всех прошений, в присутствии Божиим, хождением пред Богом, частым и впоследствии непрестанным призыванием, живя чисто и богоугодно в исполнении евангельских заповедей.

Иисусова молитва имеет три степени и соответствующие им этапы:

1) молитвенное слово – устная и умная деятельная молитва с осмыслением содержания Иисусовой молитвы (область ума);

2) молитвенное чувство – умно-сердечная деятельная молитва с прочувствованием молитвенных слов (область сердца);

3) молитвенный дух – умно-сердечная самодвижная, умно-сердечная чистая, зрительная, созерцательное молчание, совершаемые с духовной силой молитвенных слов (область духа).


Устная молитва совершается не спеша, даже по слогам, как бы нараспев, проговаривается каждая буква с четким выделением, ритмично, осознанно внимая каждому слову, с ясным умом и бодрым телом, с крестным знамением и поклонами. Умная деятельная молитва совершается мысленно со вниманием, заключая ум в слова молитвы. В умно-сердечной деятельной молитве ум произносит, а чувства соучаствуют молитве. Умно-сердечная самодвижная молитва совершается непрестанно в сердце благодаря памяти сердца по действию Божественной благодати (сердечные уста произносят молитву, а сам молящийся слушает свое сердце как в нем непрестанно, кругообращаясь, совершается молитва). В умно-сердечной чистой молитве сердце молится чисто, ум избавлен от помыслов и греховных желаний. Зрительная молитва есть созерцательная молитва, молящийся зрит, постигая, тайны Божии и Его премудрость, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога. Достигшие созерцательного молчания отчасти вкушают таинство будущего века, и молитва совершается без слов, молящийся осеняется нетварным светом внутри и снаружи, весь преисполняясь Божественной любовью, и это подлинное единение в любви с Богом.


Переход между этапами зависит от молитвенного навыка при условии внимательного произнесения молитвенных слов и действия Божественной благодати, то есть происходит синергия человеческой и Божественной воли, поэтому от молящегося требуется добровольная послушность воли Божией и ее принятие во всех обстоятельствах жизни. Свобода – обязательное условие взаимной любви и молящемуся надо проявить решимость и верность Богу. Божественная благодать наполняет молящегося постепенно: дух, душу и тело, чтобы испытать его произволение, обучая его глубочайшему смирению и всецелой любви к Богу.


Иисусова молитва совершается с крестным знамением и поклонами (земными и поясными). Крестное знамение – исповедание веры, очищение от страстей, защита, знамение победы над плотью, миром, дьяволом, смертью и надежды воскресения, образ любви, мысленный жертвенник, через который спасены, как и крест низводит на молящихся благодать Святого Духа. Поклоны являются образом покаяния как осознания своей ничтожности, немощности и смирения перед Богом.


Совершая крестное знамение, молящийся на словах «Господи» касается лба, «Иисусе Христе» – живота, «Сыне» – правого плеча, «Божий» – левого плеча, а на словах «помилуй мя грешного» совершается поясной или земной поклон как выражение нашего смирения и восстания для вечной жизни в Боге, что имеет согласно словам Иисусовой молитвы значение: «Господи» – от Святого Духа, «Иисусе Христе» – второе Лицо Пресвятой Троицы воплотилось и вочеловечилось, «Сыне Божий» как Сын Бога Отца и по благоволению Бога Отца, «помилуй» – даровав нам милость Божию, Божественную благодать, вызывая ответную любовь у молящегося. Под словом «мя» может пониматься как сам молящийся, так и все человечество по причине единства человеческого естества, то есть «мя» – всего Адама и меня. Слово «грешнаго» указывает на осознание молящимся своей немощи, так что ничто не может сделать без помощи Божией и поэтому смиряется, а также своей греховности, что усиливает покаянный настрой Иисусовой молитвы.


Способы внутреннего выражения действия Иисусовой молитвы: жемчужина (Мф. 13:46), огонь в сердце (Лк. 12:49) (прп. Симеон Новый Богослов), легкое дуновение в сердце (3Цар.19:12), звенящий ручеек (Ин. 4:14) (свт. Феофан Затворник), прохлаждающая роса (Пс. 132:3), фонтан, сердечная теплота (Пс. 38:4) (прп. Григорий Синаит, свт. Феофан Затворник), радостный плач в молитве (прп. Софроний Сахаров), радость в молитве (Пс.118:103), сладость во всем теле (прп. Симеон Новый Богослов), дух как дыхание бурно (Деян. 2:2), свет (Деян. 22:6) (прп. Макарий Египетский, прп. Симеон Новый Богослов, прп. Григорий Синаит, свт. Григорий Палама).


Непрестанной Иисусовой молитве содействуют условия, в которых она совершается: страх Божий  (трепет и благоговение), память смертная, искреннее покаяние, сокрушение и самоукорение, кротость и смирение, хождение пред Богом и в присутствии Божием, мир со всеми, избегание соблазна греха, внутренний мир, крестное знамение и поклоны, самоотвержение и предание себя в волю Божию, труд, пост, воздержание (целомудрие), «внимать себе» («хранение ума», трезвение, бдительность), без суеты и помыслов, безмолвие, неспешность, осознание и прочувствование сказанного, простота сердца, моление веры, надежды, любви, болезнование сердца, печаль и жажда в сердце по Богу, плач, усердие, ревность и дерзновение, решимость и мужество, без самосожеления, терпение, непрестанное призывание (или постоянное понуждение к молитве).

Благодаря Иисусовой молитве возвышается и просвещается творческий ум в познании евангельского миропонимания, Божественного домостроительства и тайн бытия, усиливается нравственное чувство благодаря возрастанию добродетелей, укрепляется свободная воля в решимости противостоять греху, страстям и бесам, в доброделании и в следовании Божественной воли, и достигается бесстрастие.

Наиболее распространенными плодами Иисусовой молитвы является осознание своей греховности и постепенно расширяющееся зрение своих грехов, плач о грехах, благоговение и страх Божий, ощущение присутствия Божия, живая память о смерти, ненависть ко греху, ослабление страстей и их искоренение, обретение внутренней цельности, умирение помыслов, кротость, смирение, тихость, избегание мирской суеты, просвещение ума, светлый мир души, соединенный с молчаливой духовной радостью, любовь к Богу и ближним, ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе, духовное рассуждение, пророческое ведение воли Божией, познание тайн Божиих и видение нетварного света.


Среди ошибок при совершении умного делания следует отметить доверие помыслам, ощущениям, воображению на молитве, мнение о себе, принятие кровяного разгорячения за духовное действие, доверие чувственным видениям духовного мира. Во время искушений от бесов нужно продолжать Иисусову молитву, не обращая на них внимания.

Сущность Иисусовой молитвы, согласно святым отцам, не во внешних и внутренних действиях и словах, а в том духовном чувстве, которое при этом переживается: покаяние, кротость и смирение, любовь к Богу и ближнему, благодарение, славословие. Иисусова молитва начинается с внимательно произнесенных молитвенных слов, затем, по мере навыка, соединенных с соответствующим молитвенным чувством сердца и в самом сердце в верхней части (в сердечном месте), а потом возрастает, углубляется, соединяясь с дыханием, в молитвенном духе (ум находится во внимании, сердце в трезвенности, воля в бдительности, при постоянном молитвенное направление духа и единении духа молящегося со Святым Духом) до созерцательного молчания (при предстоянии пред Богом без слов и созерцая Божественный свет).


«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Иисусова молитва становится во Святом Духе, когда происходит единение духа человеческого с Святым Духом, «Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15), потому что «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Молиться в Истине – значит смиренным молением любви к истинному Богу: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16), «Бог истинен» (Ин. 3:33).


  2. Иисусова молитва как выражение любви к Богу и ближнему и достижение бесстрастия

Покаяние – первое проявление любви к Богу, так как отказываясь от греха и страстей, выражается намерение следовать к соединению с Богом, желание быть верным Ему, надежда на Его милосердие. Поэтому молящийся Иисусовой молитвой старается постоянно взывать к Богу о помиловании, сокрушаясь сердцем о своих грехах и смиряясь перед величием святости Божией, находясь в страхе от присутствия Божия.

Смирением как способностью роста в любви определяется духовно-нравственное преуспеяние. Молящийся, осознавая свою немощь и не достоинство, ясно понимает, что без помощи Божией он ничего доброго сделать не может и не надеется на свои силы, но просит милости Божией. Молящийся смиренномудренно обретает рассуждение, когда Божественная благодать, которая за смирение всегда пребывает с молящимся, открывает ему прошлое и будущее, духовный мир, Божественные тайны, и ему повинуются животные, стихии, а бесы становятся бессильными перед ним, так как Божественная благодать, обретаемая смирением, явно действует в молящемся и ей не может противиться тварное.


Благодаря Иисусовой молитве, в молящемся крепнет любовь к Богу как выражение благодарения за все Его благодеяния, потому что даруемая Божественная благодать учит его этой любви и соединяет с Богом: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:7-8, 16). При этом особенностью Православия является то, что молящийся ищет самого Бога, единственного Источника жизни и всякого блага, а не духовные дары или земные блага. Молящемуся надлежит достигнут совершенства в любви к Богу и ближнему и это путь к святости: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16), «плод ваш есть святость» (Рим. 6:22), потому что любовь – «совокупность совершенства» (Кол. 3:14), Богоуподобление и усыновление Богу по благодати. В любви познается тайна Триипостасной Божественной жизни. Молящийся живет с Богом (вся дела и мысль в Боге), пред Богом (в молитве предстоит пред престолом Божиим и непрестанно молится), в Боге (стяжает благодать и обоживается), для Бога (предает всего себя в волю Божию), у Бога (в Царстве Небесном).


Жизнь духовного мира едина, поэтому каждое духовное явление отражается на состоянии всего этого мира. Бог призывает каждого человека ко спасению и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Согласно Божественному замыслу, не только человечество, но и все мироздание должно быть искуплено и преображено. Поэтому зло, уменьшенное в одном человеке, уменьшено во всей Вселенной, также и действие благодати в одном человеке распространяется на всю Вселенную. Выражение любви к ближнему можно суммировать в словах прп. Силуана Афонского: люби всех, молись обо всех, плачь обо всех, кайся за всех. В этом случае Иисусова молитва становится молитвой за всего Адама. Апостол Павел говорит: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). Молясь за всего Адама, молящийся исполняет заповедь о любви к ближним и как он простил их, так и Бог может простить грехи ближних и его грехи: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). При этом молящийся, испрашивая милости у Бога для всего человечества, распространяет Божественную благодать по всему миру.


Еще один путь исполнения заповеди о любви к ближним указан прп. Серафимом Саровским: стяжать мирный дух, тогда вокруг спасутся тысячи. Это происходит вследствие передачи Божественной благодати от молящегося и подвизающегося к другим людям. Своей молитвой мы можем восполнить недостачу Божественной благодати у других людей, а если мы ее стяжали в избытке, то она изольется и на тех, кто нас окружает.

Духовно-нравственное совершенство достигается не одной Иисусовой молитвой, а искоренением грехом и страстей, исполнением всех заповедей и совершенствованием во всех добродетелях, то есть чистота сердца, и бесстрастие достигается не через конкретное делание, а через весь подвижнический образ жизни молящегося.

Особо следует отметить участие молящегося в Таинстве Причащения, благодаря которому происходит прощение грехов, искоренение страстей, укрепление добродетелей, преумножение Божественной благодати, необходимой для спасения, единение с Богом до обожения. В Таинстве Причащения Божественная благодать преображает человеческое существо и вводит во взаимообщение Лиц Святой Троицы, а сам молящийся образует духовные связи, пронизывающие все Тело Церкви.


 3. Иисусова молитва как средство стяжания Божественной благодати и созерцание нетварного света

В ответ на Иисусову молитву, совершаемую с любовью к Богу, действует Божественная благодать, являя себя как огонь, сжигающий страсти, искореняющий грех и просвещающий ум; радостная печаль по Богу; сердечная теплота; мир, сладость и радость, и Божественный свет.

При этом молящийся последовательно проходит три стадии становления:

1) покаянная молитвенная жизнь является необходимым условием для принятия Божественной благодати;

2) обретение кротости и смирения есть главное условие для удержания и сохранения Божественной благодати в Иисусовой молитве;

3) исполнение заповеди любви – важнейшее условие возрастания Божественной благодати в Иисусовой молитве.


Молящемуся во Святом Духе явна Божественная благодать, он забывает о телесной пище и сне, видит ангельский мир и адские мучения, исцеляет болезни, изгоняет бесов, ему подвластно время и пространство, повинуются стихии.

В безмолвии молящийся Иисусовой молитвой, преуспевая в успокоении ума, очищении чувств и укреплении воли, принимает Божественную благодать и просвещение ведения, и озаряется внутри, снаружи и повсюду вечным, бесконечным, существующим вне времени и пространства, прозрачным и невместимым нетварным светом голубоватого и белоснежного цвета и сам молящийся начинает светиться и делается весь светоносным, весь умом и источает богословие, исполняясь миром, духовной радостью и блаженством, все вокруг благоухает. Молящийся, созерцающий нетварный свет, ощущает в себе полноту подлинной жизни и воскресение прежде общего воскресения.

Видение нетварного света по природе своей динамично и обладает разной степенью ясности в зависимости от степени совершенства личности. Это осияние приносит в душу особенный внутренний покой духа, делая душу девственной, целостной, ум становится чистым, прозрачным, прозорливым, способным к видению тайн Божиих и наполненным Божественным светом, делается возможным молитвенное общение с другими молящимися, появляются светозарные помыслы, сердце делается чистым и его чистом воздухе созерцается Божественный свет, достигается бесстрастие, а тело становится легким, одухотворенным и согревается Божественной благодатью. Когда ум молящегося, находящийся в созерцании, старается войти и в Божественную сущность, он встречает пресветлый божественный мрак, то есть Свет несозерцаемый и неприступный для молящегося.


Посредством нетварного света молящемуся подается знание Божественной истины. При этом вся личность становится цельной и, преображаясь, обретает единение в любви со Святой Троицей во Святом Духе: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Благодать Святого Духа живописует и создает в обоженном молящемся обитель Пресвятой Троицы, благодаря чему достигается в доступной мере заповеданная цель: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Достигший святости – чистый телом, душой и духом, исполнивший Божественные заповеди, стяжавший добродетели, совершенную любовь к Богу и ближнему и полноту Божественной благодати. Он обрел Царствие Божие внутри своего сердца: «Царствие Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).


Светоносный светит светом озаряя,

Свет он излучает светлости иной,

Троица Святая светлостью сверкая,

Светом облистает, обожая дух мой.



Прошу Ваших молитв и прощения!